Мaрия Шувaлoвa
Нa нeoбxoдимoсть пeрexoдa к диффeрeнцирoвaннoму рeгулирoвaнию бaнкoвскoй систeмы, прeдпoлaгaющeму снижeниe трeбoвaний к дeятeльнoсти нeбoльшиx рeгиoнaльныx бaнкoв, кoтoрыe oсущeствляют крeдитoвaниe мaлoгo бизнeсa и нaсeлeния, Прeзидeнт РФ Влaдимир Путин укaзaл в Пoслaнии Фeдeрaльнoму Сoбрaнию РФ oт 1 дeкaбря 2016 г. В кoнцe дeкaбря группa дeпутaтoв Гoсдумы и членов Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента законопроект1, предусматривающий создание в России многоуровневой банковской системы (далее – Законопроект).
Документом предлагается разделить банки на два вида в зависимости от объема их собственного капитала и перечня допустимых операций: банки с универсальной лицензией – с минимальным размером капитала не менее 1 млрд руб. – и банки с базовой лицензией, объем средств которых – не менее 300 млн руб. Именно для банков с базовой лицензией и могут быть упрощены правила регулирования – предполагается наделить Банк России полномочиями по установлению пониженных нормативов обязательных резервов, специального коэффициента усреднения обязательных резервов, сокращению перечня обязательных нормативов, а также упрощению или сокращению форм отчетности, которую банки обязаны раскрывать мегарегулятору. Поскольку далеко не все банки осуществляют крупные международные операции, нет необходимости обязывать их соблюдать все международные стандарты (в том числе требования стандарта Базель III), отметил заместитель Председателя Банка России Василий Поздышев в ходе вчерашнего заседания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации. Уменьшение количества обязательных нормативов существенно снизит издержки таких банков, добавил он.
В то же время предлагается ввести определенные ограничения по осуществлению операций банками с базовой лицензией. В частности, Законопроект предусматривает запрет на прямое кредитование ими нерезидентов, открытие корреспондентских счетов в иностранных банках, за исключением тех, которые открываются для участия в международных платежных системах. Кроме того, банки с базовой лицензией смогут совершать сделки не со всеми ценными бумагами, а только с теми, которые включены в котировальный список первого уровня ПАО «Московская биржа». При этом пассивные операции ограничения не затронут, и банки по-прежнему будут вправе привлекать средства нерезидентов.
Представители небольших банков опасаются, что в результате предполагаемого сокращения банковских операций они начнут считаться банками «второго сорта», и это повлечет снижение доверия к ним и отток клиентов. Однако, по мнению одного из авторов Законопроекта – первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николая Журавлёва, данные меры позволят таким банкам сосредоточиться на работе именно с российскими малыми и средними предприятиями, что положительно скажется на состоянии конкуренции в банковской сфере. Такого же мнения придерживается и Василий Поздышев, который считает, что предлагаемые изменения создадут благоприятные условия для открытия и функционирования региональных банков. В настоящее время этих банков мало, так как им сложно конкурировать с филиалами крупнейших банков. Таким образом, основная цель предлагаемого Законопроектом дифференцированного подхода к регулированию деятельности кредитных организаций заключается не в том, чтобы просто установить льготные условия для какой-то категории банков, а в том, чтобы это регулирование сделать соразмерным тем рискам, которые банк на себя принимает, подчеркнули эксперты.
В случае одобрения Законопроекта, а предпосылки к этому есть, ведь его концепцию положительно оценили Банк России и Минфин России, все существующие сейчас банки будут считаться банками с универсальной лицензией до 1 января 2018 года. Если по состоянию на эту дату размер собственных средств банка будет составлять более 300 млн, но менее 1 млрд руб., ему нужно будет либо в течение года (до 1 января 2019 года) получить статус банка с базовой лицензией, либо соблюдать все значения обязательных нормативов, установленные для банков с универсальной лицензией, нарастить капитал до 1 млрд руб. и до 1 февраля 2019 года обратиться в Банк России с ходатайством о продолжении деятельности в качестве банка с универсальной лицензией. Также любой банк может по своему решению стать небанковской кредитной организацией или микрофинансовой организацией (в этом случае лицензия на осуществление банковских операций аннулируется).
Стоит отметить, что представители банков выступают за продление указанного переходного периода хотя бы до 1 января 2020 года, чтобы у банков, которые не хотят становится «малыми», было больше шансов увеличить капитал. Кроме того, они просят уточнить объем послаблений для банков с базовой лицензией, поскольку сейчас Законопроектом предусмотрено лишь право Банка России на их установление.
В заключение заместитель председателя Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Евгений Бушмин отметил, что Законопроект будет дорабатываться, и призвал представителей банковского сообщества предлагать свои аргументированные поправки, причем желательно еще до рассмотрения документа в первом чтении, которое запланировано на март текущего года.