Вaлeрия Зeнoвинa
Зa сoкрaщeниe срoкa прoxoждeния мeдкoмиссии выскaзaлoсь нeскoлькo учaстникoв круглoгo стoлa «Мeдицинскaя сoстaвляющaя бeзoпaснoсти дoрoжнoгo движeния», кoтoрый прoшeл вчeрa в OП РФ. Тaк, в чaстнoсти, гeнeрaльный дирeктoр «Сoюзa Aвтoшкoл Мoсквы» Дмитрий Парфенов заявил, что большая часть водителей – те, которые используют личный транспорт не в профессиональных целях, проходят медицинское освидетельствование только раз в 10 лет. Отметим, данная обязанность выполняется в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, который как раз и равен 10 годам (ч. 1 ст. 23, ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; далее – закон о безопасности дорожного движения). А самый первый медосмотр кандидаты в водители проходят перед их допуском к участию в дорожном движении (ч. 1 ст. 23 закона о безопасности дорожного движения).
По оценке эксперта, действующее законодательство никак научно не обосновывает данный срок, в то время как 10 лет – слишком много, чтобы оставлять водителя без контроля. Представляется, что граждане, которые управляют транспортом, должны проходить медосмотр раз в два-три года, причем, как считает Дмитрий Парфенов, такой срок нужно научно обосновать.
К слову, по действующему законодательству, если водитель является профессионалом (например, перевозит грузы), то он должен проходить медкомиссию чаще, чем один раз в 10 лет. В частности, существуют обязательные периодические медосмотры, которые нужно проходить не реже одного раза в два года (ч. 1 ст. 23 закона о безопасности дорожного движения).
С этим предложением согласен и заместитель начальника Управления Госавтоинспекции по Московской области Владимир Севостьянов. В то же время он указал на необходимость посоветоваться с Минздравом России по данному вопросу. Наряду с этим он предложил наделить должностных лиц полномочиями по направлению граждан на внеочередное медицинское освидетельствование, если они обнаружат очевидные признаки, которые свидетельствуют о неспособности водителя по состоянию здоровья управлять транспортным средством.
Отметим, что это не единственное из предложений, которые касаются внеочередного медицинского освидетельствования. Представители «Гильдии автошкол России» направили обращение в адрес ОП РФ – они считают необходимым допускать граждан, пострадавших в ДТП, к управлению транспортом только после повторного медосвидетельствования. Они считают, что некоторые водители, получившие в результате аварии травмы или психофизиологические увечья, могут изменить свое поведение на дороге. Например, не исключается, что в процессе движения они станут действовать агрессивно или, наоборот, рассеянно. Кстати, данная инициатива уже была направлена в Минздрав России, и оно в целом идею поддержало – ответ министерства находится в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.
В ходе круглого стола также обсуждался вопрос о ведении единой базы, из которой органы внутренних дел могли бы брать информацию о наличии у граждан заболеваний, препятствующих управлению транспортом. Причем, по словам члена ОП РФ Антона Цветкова, обмен данными должен происходить незамедлительно, в режиме реального времени. А сведения о состоянии здоровья должны вноситься в базу при прохождении медкомиссии.
В то же время общественник отметил и возможные риски при реализации такой инициативы, в частности, проблему сохранности персональных данных граждан. Как предполагается, государство должно гарантировать защиту сведений о состоянии здоровья граждан, чтобы доступ к ним имели только уполномоченные лица.
На определенные риски указала и ученый секретарь ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Светлана Шпорт. Она высказала опасение, что граждане не будут посещать психиатрические службы, если узнают, что полученные о них в ходе обследования сведения куда-то передадут.
В ходе мероприятия также была обозначена проблема «выездных медкомиссий», проводимых недобросовестными медицинскими учреждениями. По данным ОП РФ, такие медкомиссии проводят лишь формальный медосмотр, а иногда просто выдают медицинские заключения об отсутствии противопоказаний для управления транспортом. В качестве решения данной проблемы предлагалось проводить мониторинг работы госорганов со стороны Палаты.