Eлeнa Пoпoвa
Пo дaнным глaвы ФНС Рoссии Миxaилa Мишустинa, числo выeздныx нaлoгoвыx прoвeрoк в 2016 гoду снизилoсь нa 15%, a всeгo пo итoгaм прoвeрoк в бюджeт былo взыскaнo 173 млрд руб., что на 21% больше, чем в 2015 году. Еще около 26 млрд руб. поступило в бюджет дополнительно без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы налоговых органов. Всего в 2016 году в рамках принудительного взыскания в бюджеты всех уровней поступило почти 770 млрд руб., что на 14% больше 2015 года.
Как отметил руководитель налогового ведомства на заседании расширенной коллегии ФНС России, автоматизация процессов администрирования дала контрольному блоку ведомства возможность сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. В частности, применение АСК НДС-2 позволило почти в восемь раз сократить количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми организациями.
Что нужно учитывать при подготовке документов на запрос налогового органа? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый блок «Советник по проверкам».
Оставить заявку
По словам главы налоговой службы, эффективная совместная работа контрольного и юридического блоков ведомства позволила показать высокие результаты при защите интересов бюджета в судах. Та, количество судебных споров с бизнесом снизилось в 2016 году в три раза. При этом судами в пользу бюджета было рассмотрено 82% сумм требований.
Благодаря усилению контроля за фиктивной миграцией компаний, в 2016 году межрегиональная миграция сократилась в 3,5 раза, а задолженность таких организаций на момент перерегистрации снизилась к уровню 2015 года более чем в два раза.
Кроме того, в 2,5 раза (с 1,8 млн в 2011 года до 700 тыс. в 2016 году) сократилось количество фирм-однодневок, которые используются для уклонения от уплаты НДС. Сокращению способствовала масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ: в 2016 году 650 тыс. юрлиц, имеющих признаки фиктивных компаний, были исключены из ЕГРЮЛ, что в 3,5 раза больше чем в 2015 году.
Также в прошлом году были внесены законодательные изменения против злоупотреблений процедурами банкротства для неуплаты налогов, благодаря которым удалось ликвидировать практику приоритетной очередности операционных производственных расходов банкротов перед налогами. В результате, банкротами уплачено в бюджет 64 млрд руб., что в 2,3 раза больше, чем в 2015 году. В рамках заключенных мировых соглашений в бюджет поступило почти 1,2 млрд руб., что в четыре раза больше, чем 2015 году.
Напомним, что с 1 сентября 2016 года вступила в силу норма, согласно которой, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий или бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г.).
В ноябре 2016 года также заработала норма, согласно которой задолженность по налогам ФНС России может взыскать не только с организаций-банкротов, но также и с зависимых с ними лиц (п. 2 ст. 45 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).