Eлeнa Пoпoвa
Минтрaнс Рoссии рaзрaбoтaл прoeкт1 зaкoнa, сoглaснo кoтoрoму услуги oбщeствeннoгo гoрoдскoгo трaнспoртa (зa исключeниeм тaкси и чaстныx маршруток), оказываемые на основании государственных либо муниципальных контрактов, предлагается освободить от НДС. Как сообщается в обосновании подготовки данного документа, сейчас существует правовая коллизия, в соответствии с которой перевозчики, работающие на городских маршрутах общественного транспорта по госконтрактам, платят НДС, в то же время в налоговом законодательстве данные услуги освобождены от налога. Такая ситуация ведет к искусственному завышению бюджетных расходов в размере начисляемых и уплачиваемых исполнителями государственных (муниципальных) контрактов сумм НДС.
Напомним, что сейчас для обеспечения транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления, либо иным государственным или муниципальным заказчиком заключаются государственные (муниципальные) контракты в установленном порядке (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ). При этом, цена указанных контрактов включает в себя НДС по ставке 18%, так как перевозки пассажиров, осуществляемые на основании контрактов, не включены в перечень операций, освобожденных от налогообложения.
Вместе с тем, реализация услуг по перевозке пассажиров городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования не подлежит налогообложению НДС (подп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).
Представители транспортного ведомства уточняют, что не заключать данные контракты перевозчики не могут, так как Федеральный закон № 220-ФЗ не допускает иного способа организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Кроме того, предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком (ст. 14 Закона № 220-ФЗ). То есть, фактически это та же перевозка пассажиров городским общественным пассажирским транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного), которая освобождена от НДС.
Планируемый срок принятия законопроекта – февраль 2018 года.