Aнуш Сoгoмoнян
BCFC / Shutterstock.com
Eжeгoднo ФНС Рoссии oсущeствляeт прoвeрку нaлoгoплaтeльщикoв нa пoлнoту уплaты в бюджeт устaнoвлeнныx oтчислeний. При этoм, кaк oтмeчaют экспeрты, в 99,9% случaeв нaлoгoвoй службoй принимaeтся рeшeниe o дoнaчислeнии нaлoгa юридичeскими лицaми и привлeчeнии прoвeряeмыx к нaлoгoвoй oтвeтствeннoсти в связи с зaнижeниeм нaлoгooблaгaeмoй бaзы. Пo мнению специалистов, основная причина таких показателей – финансовая безграмотность налогоплательщиков.
«Проблема финансовой неграмотности касается не только начинающего предпринимателя, но и действующих крупных компаний, которые до сих пор полагают, что с налоговой не нужно считаться. Однако статистика показывает обратное, – отметил на состоявшемся вчера круглом столе «Безопасность бизнеса: финансовая, налоговая и кадровая», организованном Московской торгово-промышленной палатой, заместитель Председателя подкомитета по финансовой грамотности МТПП Павел Пенкин.
Так, несмотря на сокращение в последние годы количества выездных налоговых проверок , сумма доначислений налога в бюджет с каждым годом растет. «Если в 2012 году она составляла 311 млрд руб., то в 2016 – 349 млрд руб. Это говорит о том, что возросла эффективность работы налоговых органов, в том числе за счет введения новых информационных ресурсов», – подчеркнул эксперт. Например, он рассказал, что при помощи автоматизированной системы контроля за НДС (АСК НДС-2) налоговики теперь могут автоматически сопоставлять сведения о покупках и продажах предпринимателей, выявлять расхождения в представленных декларациях по НДС и направлять налогоплательщикам требования о предоставлении уточненных сведений.
Как рассказала ведущий практикующий юрист по налоговым и гражданским спорам «Правовест Аудит» Наталья Наталюк, сегодня минимальная сумма доначислений в результате выездных налоговых проверок составляет 5 млн руб., а для Москвы – 13 млн руб. При этом, по ее словам, если сумма доначислений менее 1 млн руб., то в отношении инспектора проводится служебное расследование по причине низкорезультативной налоговой проверки на предмет наличия сговора, оценки квалификации такого инспектора и т. д.
«Реализация политики вывода бизнеса из тени и значительное усиление налогового контроля должны заставить предпринимателя быть начеку, – считает эксперт. – Для этого в первую очередь налогоплательщику необходимо оценить, попадает ли он в группу риска». Так, она отметила, что в группу высокого риска могут отнести себя предприниматели, которые для снижения налогового бремени используют фирмы-однодневки, подконтрольные организации, формально относятся к документообороту, создают видимость наличия контрагентов, не имеют ресурсов, чтобы заниматься той деятельностью, которой они якобы занимаются, не платят налоги или платят их по минимуму. Каждое из этих обстоятельств может стать основанием для пристального внимания налоговиков.
Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ
Оставить заявку
Напомним также, что Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок предусмотрено проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Основными критериями оценки рисков, которые используют в том числе налоговыми органы в процессе отбора объекта для проведения проверки, являются выявление налоговой нагрузки у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по таким же субъектам в данной отрасли, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня в регионе и т. д. (ч. 4 приказа ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).
Кроме того, эксперты рекомендуют более ответственно относиться к аудиту партнеров по сделке. Так, по мнению Натальи Наталюк, налоговые службы не заинтересуются предприятием, если услуги, работы, товары выполняются и поставляются для него тем юридическим лицом, с которым непосредственно заключен договор, то есть без участия субконтрагента. Добавим, ранее мы рассказывали читателям портала ГАРАНТ.РУ, как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента и снизить риск претензий со стороны налоговых органов при заключении с ними сделки.
Также эксперты посоветовали налогоплательщикам не хранить устаревшую документацию, например четырехлетней давности, в офисе и быть осторожными с электронной перепиской. «Очень много доказательственной базы налоговики получают от самих проверяемых, – отметила Наталюк. – Причем нужно помнить, что электронная переписка является весовым доказательством в любом споре, не только налоговом».
Вместе с тем, по мнению руководителя службы консалтинга «Правовест Аудит» Кирилла Неймарка, не все так плохо в отношениях между налогоплательщиками и налоговым органом. Он отметил, что ФНС России формируются новые лояльные подходы к проверке добросовестных налогоплательщиков. В качестве примера он привел недавний запрет доначислять налоги или отказывать в вычете НДС только потому, что один из контрагентов цепочки не заплатил налоги (абз. 5 письма письме от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@).