Eщe пoлтoрa гoдa нaзaд — в aвгустe 2015 гoдa — Лукaшeнкo вмeстe с Миллeрoм дружнo зaклaдывaли кaпсулу в Минскe пoд будущий «Гaзпрoм-цeнтр». Фoтo: president.gov.by
Бeлoрусский прeзидeнт Aлeксaндр Лукaшeнкo любит устрaивaть экoнoмичeскиe прoтивoстoяния с Рoссиeй, oсoбeннo eсли они касаются вопросов энергетики. Первый такой конфликт разгорелся в 1995–1996 годы. Минск два года не платил за газ, поступавший из России, и довел сумму долга до $1 млрд. Проблему удалось замять после подписания знаменитого «нулевого варианта», в результате которого Белоруссия отказалась от претензий к нашей стране по вопросам вывоза и обслуживания ядерных ракет и аренды военных баз.
Затем подобные ситуации происходили регулярно — в 1999–2000, в 2003–2004 и 2006–2007 годах. Минску всегда удавалось в результате либо подписать соглашения о реструктуризации задолженности, либо заключить договоры по поставке топлива на новых условиях. Еще одно столкновение по энергетическому вопросу произошло в 2010 году, но, после того как Москва сократила поставки энергоресурсов, Минск тогда изыскал средства и расплатился.
Последний конфликт, кульминацию которого мы наблюдаем сейчас, берет начало в январе 2015 года. Тогда Белоруссия потребовала снизить стоимость российского газа. Москва отказала. Минск все равно начал платить меньше и увеличил тарифы на транзит нашей нефти по своим трубам. Переговоры, длившиеся два года, ни к чему не привели. За это время долг Белоруссии за газ перед Россией вырос до $550 млн. Постоянные отказы от его погашения вынудили Москву сократить поставки нефти Белоруссии с 4,5 млн до 4 млн тонн (объемы за I квартал). По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, эта мера чувствительна для Белоруссии, так как именно российская нефть обеспечивает загрузку белорусских НПЗ. К тому же Минск покупает нашу нефть по внутрироссийским ценам, без экспортных пошлин, что позволяет ему зарабатывать на реэкспорте.
В ответ Белоруссия пригрозила поднять на 20,5% тариф за транзит российской нефти. Но по международным правилам этого нельзя сделать в одностороннем порядке. Максимум, что может белорусская сторона, — это поднять цену транзита на уровень прогноза российской инфляции плюс 3%. «Транснефть» предложила повысить тарифы за транзит на 5,8–11,76% по различным трубопроводам. С чем-то Белоруссия согласилась, с чем-то нет. Окончательного решения рынок ждет после намечающейся встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко.
Причем на этот раз президенту Белоруссии будет очень сложно добиться от России поблажек. В январе 2018 года Минск должен будет погасить внутренние облигации на $1,2 млрд и евробонды на $800 млн. Денег у Минска катастрофически не хватает — долги населения за электроэнергию и газ превышают $700 млн. Евразийский фонд вместо запрошенного Минском кредита в $3 млрд решил выделить только $2,1 млрд, причем несколькими траншами и после выполнения ряда условий.
Помочь Лукашенко может только Россия. Если наши страны согласуют позицию по нефти и газу, то в белорусский бюджет поступит на $700 млн больше, чем в 2016 году (за счет увеличения поставок российской нефти и высоких цен сырья). Если же Россия предоставит скидку на газ, то это даст Белоруссии еще $300 млн. Еще $1 млрд может предоставить в качестве кредита Евразийский фонд. Все это позволит Лукашенко избежать дефолта своей страны.
«Россия, естественно, будет требовать за такие преференции определенных поддержек в политических вопросах — по Донбассу, Сирии, западным санкциям. Вполне возможно, что Лукашенко согласится дать некоторые гарантии. Но, как показывает практика, выполнять обещания белорусский президент зачастую не спешит», — считает глава аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.