фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Грaфa «oбщeдoмoвыe нужды» пoявилaсь в плaтeжкax рoссиян срaвнитeльнo нeдaвнo и срaзу нaдeлaлa мнoгo шумa. Пo сeй дeнь жильцы мнoгoквaртирныx дoмoв нe пoнимaют, пo кaкoй сxeмe упрaвляющиe кoмпaнии рассчитывают тариф по ОДН. «Будто бы цифры берут с потолка», — жалуются на форумах, посвященных теме ЖКХ. Добросовестные плательщики подозревают, что платят за тех, кто уклоняется от выплат. Другие считают, что жители «хороших» домов, где на каждом лестничном пролете горит лампочка, переплачивают за жителей «плохих» домов, у кого свет в подъезде даже не предусмотрен.
В середине февраля Минстрой в лице замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса сделал объявление: «Органам государственной власти субъектов РФ не позднее 1 июня 2017 года следует утвердить обновленные нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод и электроэнергии в целях содержания общего имущества». Накануне Госдума дополнила это распоряжение своим предложением: установить для каждого многоквартирного дома эксклюзивный норматив по ОДН. «Нет двух домов похожих. Где-то чердак, где-то одна, а не две лампочки. Поэтому до 1 июня задача и наша, и регионов — установить норматив на общедомовые нужды по каждому дому», — объяснил зампредседателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. Данный законопроект уже находится в разработке.
Такому порыву удивился даже сам Чибис, сказав, что не видит в предложении Качкаева особого смысла. «Вопрос в стимуле для установления приборов учета. Когда будут приборы учета, исчезнут дискуссии и проблемы. Норматив — лишь предел. Мы тоже, конечно, внимательно на это предложение посмотрим, но особого смысла проводить расчет по 2 миллионам многоквартирных домов я не вижу», — сказал он.
Казалось бы, схема «каждому дому — свой норматив» звучит обнадеживающе. Она могла бы приблизить дом к реальным показателям по потреблению электроэнергии. Но кто будет их устанавливать и утверждать? И как долго только созданную систему придется реформировать?
Борис Портянкин, президент Ассоциации энергосервисных компаний и производителей приборов учета, убежден, что идея достойна воплощения. «Каждый дом должен иметь свои нормативы потребления в соответствии с техническими характеристиками здания: год постройки, какой климат в регионе, где он расположен, и прочее, — уверен эксперт. — Норматив в настоящее время определяется следующим образом: орган тарифного регулирования устанавливает тарифы, а норматив потребления определяют управляющие компании и местное самоуправление. Непонятен механизм реализации и кто этим будет заниматься. На этом уровне ничего путного не будет найдено».
Помимо скандальных нормативов, которые, как считают многие, рассчитывается с потолка, власть жаждет исключения из схемы оплаты услуг ЖКХ управляющие компании. Их место должны занять ЕИРЦ. В Федеральной антимонопольной службе считают, что это поможет «усовершенствовать единый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг», но глаз с расчетных центров спускать они не намерены, и в случае чего примут меры.
Портянкин признал, что управляющие компании часто используют их не по назначению, направляя средства на текущие нужды. Поэтому деньги часто не доходят до поставщиков услуг. Но пользы для жильцов от принудительного перехода на ЕИРЦ он все равно не увидел. «Эти центры просто оказывают аутсорсинговые услуги, — отметил эксперт. — Переход на оплату непосредственно ресурсоснабжающим организациям, через ЕИРЦ, ничего не изменит. ОДН так и так будет отнесен к управляющей компании».
Собеседник «МК» считает, что за деятельностью расчетных центров должны следить власти города. Он также предупредил, что за услуги ЕИРЦ будут брать проценты. Такие центры лоббируют, убежден эксперт, чтобы консолидировать платежи. «Тогда деньгами можно легко управлять».