фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Рoссийский рубль витaл нaд югo-вoстoчными тeрритoриями Укрaины, вышeдшими из-пoд кoнтрoля Киeвa, ужe дaвнo. Eщe в нaчaлe сeнтября прoшлoгo гoдa нa плавающий курс рубля перешла самопровозглашенная Донецкая народная республика (ДНР). Примерно тогда же ЛНР официально объявила, что сделает своей основной денежной единицей рубль, в результате чего в скором времени полностью изживет украинскую гривну и окончательно войдет в рублевую зону. Теперь наконец этот миг настал.
«Совет министров Луганской народной республики,- говорится в постановлении правительства ЛНР,- установил, что основной денежной единицей на территории Луганской народной республики является российский рубль». Причем, данное постановление вступает в силу уже с 1 марта.
Чем же это может обернуться, и, прежде всего, для нашей страны?
— С одной стороны, к этому решению все шло уже довольно давно, а о таком намерении объявляется не в первый раз,- заявил «МК» ведущий эксперт, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В известной мере это — естественная реакция руководства ЛНР на события последнего времени, включая проблемы, вызванные блокадой, организованной с украинской стороны. Однако, с другой, вопросов в сложившейся ситуации, пожалуй, еще больше, чем ответов.
Центральной, безусловно, является проблема «цены вопроса» для всех участников сложившейся ситуации:
— Украина теряет достаточно много, поскольку через обе эти территории (ЛНР и ДНР) в эту страну традиционно шел импорт многих товаров, — не сомневается Масленников. — Так что с экономической точки зрения, это серьезный повод, чтобы украинские власти задумались о цене их отказа от выполнения Минских соглашений.
Однако и перед Россией данное решение также поставит дополнительные вопросы. Правда, не столько финансово-экономического, сколько геополитического характера, предупреждает он:
— Конечно, можно не сомневаться, что власти ЛНР не могли бы сделать подобного заявления, не обсудив его предварительно с Россией. Так что последствия в целом, надо думать, просчитывались. Но если экономическую часть вопроса нашей стране можно будет решить достаточно быстро, то политическая составляющая будет намного серьезнее. Как это решение будет воспринято на Украине? А нашими партнерами по Норманской группе? А США и Евросоюзом? Воспримут ли они данное решение как приглашение Украины к выполнению Минских соглашений? Вовсе не факт! Причем, все это ведь идет в контексте недавнего решения российского руководства о признании действительными на территории нашей страны паспортов жителей ряда районов Донбасса!
— Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Между тем, связанные с ним геополитические риски, как мне кажется, достаточно высоки, — предупреждает эксперт.
Впрочем, пока крайне трудно сказать, насколько решение о переходе ЛНР в рублевую зону является окончательным, особо подчеркнул он:
— Думаю, в скором времени последуют разъяснения по этому поводу как со стороны руководства Луганской Народной Республики, так и нашей страны.