фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
Глaвнaя экoнoмичeскaя интригa нaступившeгo гoдa — кaк и зa счeт чeгo смoжeт прaвитeльствo oбeспeчить oбeщaнный нa бумaгe рoст рoссийскoй экoнoмики. Рaзумeeтся, дискуссия с учaстиeм сливoк экoнoмичeскoгo oбщeствa, сoстoявшaяся нa фoрумe, дaлa прeдстaвлeниe o тex рeцeптax рoстa, кoтoрыe нaxoдятся в aрсeнaлe влaстeй. Oднaкo при этoм присутствoвaлo стoйкoe oщущeниe дeжaвю — всe этo мы ужe слышaли рaньшe, и нeoднoкрaтнo.
Мeньшe гoсудaрствa
В этoт рaз высoкoпoстaвлeнныe прeдстaвитeли экoнoмичeскoгo блoкa прaвитeльствa снoвa нe упустили случaя пoдeлиться зaрaзитeльным оптимизмом относительно будущего экономики, которая вот-вот начнет расти. Особенно убедителен был первый вице-премьер Игорь Шувалов, который стал настоящим фронтменом Гайдаровского форума, появляясь то на одной, то на другой пленарной сессии. Первый вице-премьер отметил, что стратегия экономического роста страны может базироваться на двух ключевых пунктах: адекватном налоговом бремени и главенстве конкуренции. Именно развитие конкуренции может стать весьма актуальным источником роста, так как, по мнению Шувалова, скоро прекратят свое действие санкции против России, а вслед за ними и контрсанкции. Шувалов отметил, что развитию конкуренции в стране зачастую мешают региональные и муниципальные власти, решающие вопросы в пользу «прикормленных» предприятий, поэтому в правительстве вплотную заняты обсуждением проблемы государственной собственности, в том числе ее объемов.
Кстати, от планов по приватизации госсобственности власти отказываться не собираются, рассказал Игорь Шувалов: в скором времени в правительстве пройдет совещание по утверждению окончательного плана продаж госдолей крупных предприятий частным компаниям на 2017–2019 годы. Отметим, что, по экспертным оценкам, в России очень велика доля госучастия в экономике — около 70%.
В связи с этим весьма оптимистично прозвучали высказывания руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, как раз и отвечающего за состояние конкуренции на рынках страны. Он отметил, что преисполнен надежд на либерализацию таких традиционно монополизированных отраслей, как добыча нефти и газа. Артемьев подчеркнул, что в России в принципе нет отраслей, где не могла бы активно развиваться конкуренция, без которой, по его мнению, стране не видать экономического роста.
Деньги пока есть
Такие заявления не могут не смягчить сердца инвесторов, к которым с площадки форума обращался не только Игорь Шувалов, но и министр экономического развития Максим Орешкин. Он назвал рубль «сильной и крепкой» валютой, которая в последние годы перестала быть переоцененной, и призвал инвесторов вкладываться в рублевые активы. Глава МЭР отметил, что в условиях роста экономики важно не упустить момент для инвестирования, а главная задача правительства, в свою очередь, работать над формированием определенности и уверенности бизнеса в дальнейшем развитии экономики. «Макроэкономическая политика — это не вопрос достижения инфляционных уровней, а вопрос стабилизации ожиданий, в том числе со стороны бизнеса, над чем активно работает правительство и Центральный банк», — отметил Максим Орешкин.
Однако порой казалось, что в новом амплуа министра экономики Орешкину пока непривычно, поэтому в нем периодически просыпался зам.министра финансов — именно этот пост он не так давно оставил. Возможно, поэтому высокопоставленный спикер вдруг обратился к сугубо финансовой тематике, сообщив, что не ожидает исчерпания Резервного фонда в 2017 году. Сохранение резервов, по его мнению, станет возможным с учетом возрастания цен на нефть в начале этого года.
Отметим, что в 2016 году совокупный объем фонда составлял 3,641 трлн рублей, но по итогам года сократился почти в 4 раза — триллионные суммы были брошены на латание бюджетных дыр. Соответственно, по расчетам правительства, средств в нем оставалось в лучшем случае еще на год. Теперь Орешкин посчитал нужным подправить эти расчеты. Также глава Минэкономразвития заявил, что не планируется радикальных изменений и в налоговой системе РФ в ближайшие годы. Зато он намекнул, что могут иметь место изменения «плавные». В целом же налоговая система, по мнению министра, должна становиться проще и легче для легального бизнеса, должна быть связана со стимулированием инвестиций и инноваций, способствовать увеличению объемов экспорта и структурному увеличению занятости. Впрочем, о том же регулярно говорили и предшественники Орешкина в кресле главы МЭР — вопрос в том, как такую систему построить на практике.
Шкала раздора
В связи с этим наиболее волнующий вопрос — будет ли введена прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) взамен ныне действующей плоской. Максим Орешкин заверил, что такие планы не обсуждаются. Между тем шкала НДФЛ — давнишний объект дискуссий в правительстве, и это снова подтвердилось на форуме. Вице-премьер Ольга Голодец, отвечающая за социальный блок, заявила, что расчеты по введению прогрессии налогообложения на доходы физлиц все-таки ведутся в правительстве, но все это ради благой цели — увеличения доходов населения. Она уверена, что основная проблема, с которой должны бороться власти, — это преодоление бедности, поэтому сейчас разрабатывается мера освобождения от подоходного налога тех, чья зарплата не превышает минимальный размер (МРОТ), то есть 7,5 тыс. рублей.
Между тем премьер-министр Дмитрий Медведев, появившийся на форуме уже после того, как прозвучало это заявление, слова своего заместителя опроверг, заявив, что в кабмине подобные меры не обсуждаются вовсе. Противоречивость заявлений, пожалуй, лишь добавила интриги в отношении будущей шкалы налогообложения граждан.
В кризисный 2015 год по доходам населения, за которые так ратует Голодец, сильно ударила инфляция, достигнув почти 13%, после чего она пошла на спад, за минувший год сократившись более чем в 2 раза. Теперь поддержание целевого уровня инфляции является одной из главных задач Центрального банка России. Об этом заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. «Инфляционное таргетирование способствует повышению стабильности экономики. Наша цель — инфляция в 4%, понижение этого уровня можно будет обсуждать по мере развития экономики и финансовых рынков», — подчеркнула она.
Министр финансов Антон Силуанов, говоря также о налогах, сообщил, что существующих налоговых ставок вполне достаточно для выполнения задач государства. Поэтому важнее работать над собираемостью и администрированием налогов без повышения собственно фискального бремени. Вместе с тем глава Минфина анонсировал работу над стратегией совершенствования системы пенсионных начислений. Как отметил Силуанов, планируется направлять больше средств тем, кто в них больше нуждается. По его мнению, такая система позволит совершить маневр внутри бюджета и перенаправить средства в здравоохранение или образование, которых всегда не хватает.
Переходная модель
Руководитель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова в своем выступлении сделала акцент на сокращении неэффективных расходов государства, видя именно в этом дополнительный источник экономического роста. Она отметила, что за счет рационализации госуправления в этом году есть шанс мобилизовать еще 150–200 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет. Вместе с тем Голикова заявила, что Россия до сих пор «сидит на нефтяной игле», что требует от правительства накапливать, а не тратить доходы бюджета, даже при росте цен на сырье.
Своим рецептом оздоровления экономики, впрочем, также не ставшим сенсацией, поделился Алексей Кудрин, чей Центр стратегических разработок по поручению Президента РФ трудится над созданием экономической стратегии страны. Экс-министр финансов заявил, что Россия демонстрирует исторически низкие темпы роста, и причиной тому не упавшие цены на нефть и продолжающиеся санкции, а структурный и институциональный кризис государства. «Старая модель экономики не работает, а новая еще не сформировалась», — резюмировал Кудрин.
Панацея от хронического отставания страны — структурные реформы и снижение давления государства на экономику. Набор преобразований, по версии Кудрина, давно известен: трансформация системы госуправления, освобождение частных инвесторов, реструктуризация монополий, повышение пенсионного возраста до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин с целью решения демографических проблем, увеличение бюджетных расходов на образование и здравоохранение для увеличения человеческого капитала. Озвученный сценарий действий, по прогнозам ЦСР, даст экономике шанс показать рост выше 3% в 2019 году и 4% — в 2022 году. Однако Кудрин, кажется, и сам не верит в исполнение этого плана. Во всяком случае, он заявил, что правительством не принимаются решительные меры для запуска новой модели экономики.
Переубедить его попытался выступивший на Гайдаровском форуме с краткой речью премьер-министр Дмитрий Медведев. Он согласился с тем, что росту экономики препятствует дефицит инвестиций, сказал о необходимости структурных реформ и назвал основной риск, с которым стране приходится бороться, — технологическое отставание. Глава кабмина заверил, что правительство работает над планом действий по ускорению темпов роста, который должен помочь «разогнать» российскую экономику до показателей выше среднемировых.
Но пока все рассуждения на тему о том, какими способами нашей экономике удастся обогнать весь мир, выглядят явно неактуально. На повестке дня куда более скромная задача — перейти в 2017 году хоть к какому-нибудь, да росту. После двухлетнего спада это уже будет большим достижением для российской экономики.