фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Чтo тaкoe прoгрeссивнaя шкaлa нaлoгooблoжeния? Этo диффeрeнцирoвaннaя стaвкa пo нaлoгу нa дoxoды физичeскиx лиц в зaвисимoсти oт урoвня гoдoвoгo дoxoдa нaлoгoплaтeльщикa. Грубo гoвoря, eсли тeбe вeзeт и твoи дoxoды рaстут, кaк нa дрoжжax, тo будь любeзeн, рaссчитaйся с фискaльными oргaнизaциями гoсудaрствa тaкжe без излишней скаредности.
Правда, сколько платить, считать предлогалось по разному. В первом предложении депутатов и сенаторов было сказано так: если в год получаешь меньше 24 млн рублей, то по-прежнему платишь 13% НДФЛ. По доходам от 24 до 100 млн ставка должна быть 25%. От 100 до 200 млн – 35%. Россияне, чей ежегодный доход больше 200 млн, должны платить 50-процентный налог.
Второе предложение – установить ставку в 50% на ежемесячный доход свыше 1 млн рублей. В этом случае, по замыслу разработчиков, месячный доход до 400 тысяч (4,8 млн рублей в год) будет облагаться налогом по ставке 13%. С месячных доходов от 400 тыс до 1 млн (4,8-12 млн в год) предлагалось брать налог в 30%. Такой налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае. Как прогнозировали его адепты, он бы принес в казну дополнительно до 4 трлн рублей, тогда как средний класс и люди, живущие за чертой бедности, не пострадали бы.
Еще один проект — система, при которой люди, получающие до 180 тыс рублей в год, вообще не платят НДФЛ. Россияне, чей доход от 180 тыс до 2 ,4 млн рублей, должны платить 13% НДФЛ, от 2,4 млн до 100 млн – 30%, выше 100 млн – 70%.
За изменение налога на доходы физических лиц НДФЛ выступила недавно вице-премьер Ольга Голодец. Она сообщила, что в правительстве снова взялись за обсуждение прогрессивной шкалы налогообложения, которая позволит освободить бедных от уплаты НДФЛ и в то же время увеличить фискальную нагрузку на богатых. Однако конкретные параметры прогрессии власти пока не называют.
По словам члена Экономической экспертной группы Александры Суслиной, прогрессивная шкала расчета подоходного налога в теории может помочь выровнять социальное неравенство и повысить доходы государственной казны, однако ее введение чревато понижением реальных распределяемых доходов населения. «У нас есть потенциал повышения доходов бюджета от введения прогрессии НДФЛ, но в полной мере его удастся реализовать за счет повышения налога для среднего класса. Это ударит по его уровню жизни, снизит потребление и опустит их за порог бедности, замедлив и без того низкий экономический рост», — утверждает эксперт.
По ее мнению, облагая большими налогами только богатых, значительную прибыль собрать не получится. «Очень состоятельных людей в России не так много, и они имеют доступ к «оптимизационным схемам», то есть могут вывести свои деньги в офшоры. Поэтому очень важно просчитать оптимальный вариант, чтобы не было еще хуже», — рассуждает Суслина.
По мнению директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, ставку НДФЛ необходимо оставить на прежнем уровне, а борьбу с бедностью стоит осуществлять ростом государственных расходов, то есть ускоренной индексацией зарплат и пенсий. «Такая мера также поддержит внутренний спрос и, соответственно, рост экономики», — считает эксперт.
Тем не менее, обсуждение этого вопроса, судя по всему, на некоторое время затормозил Владимир Путин. Он заявил, что отказ от плоской шкалы налога на доходы физических лиц пока нецелесообразен. Переход на прогрессивную шкалу возможен, но в будущем. Сейчас, по мнению главы государства, легко запутаться в дифференциации, что приведет к уклонению от уплаты налогов и сокращению доходов в бюджет.
Президент признался, что когда в 2001 году вводилась плоская шкала НДФЛ в 13%, было очень много сомнений. «Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физических лиц? Можно. Может быть, дифференцированная система и будет когда-то сделана, но сейчас считаю это нецелесообразно», — сказал президент. По мнению главы государства, введение дифференцированной шкалы НДФЛ приведет к ее регулярному совершенствованию, что, в свою очередь, чревато путаницей в администрировании, уклонением от уплаты налогов и снижением доходов бюджета.
Владимир Путин отмечает, что сначала надо проработать все детали по налоговым и неналоговым сборам на местах, так как система тарифов и сборов устанавливается на уровне муниципалитетов и регионов, которых тысячи. Ситуация в этой области довольно сложная, и нагрузка по неналоговым платежам растет. «Чтобы решить эту проблему, необходимо видеть, что происходит в этой сфере. Для этого правительству поручено к следующему июню создать реестр неналоговых платежей с тем, чтобы нам четко и ясно понимать, что происходит в стране, в регионах, в муниципалитетах с точки зрения этой нагрузки и потом соответствующим образом регулировать», — сказал президент.
Путин полагает, что в 2018 году заканчивается мораторий на изменения в налоговой системе, введенный в 2014 году. Тогда власти решили не повышать налоги на бизнес и, несмотря на различные предложения ведомств, этого не произошло, подчеркнул он. Более того, власти ввели целый набор льготных режимов для малых и средних предприятий.
Теперь, ближе к окончанию моратория, правительство совместно с экспертами и бизнес-сообществом должно подготовить меры по налоговой системе, которая призвана обеспечить устойчивую работу бизнеса как минимум на четыре года, пояснил президент.
Читайте также материал «Нужна ли Путину инфляция, как на Мальте и Кипре»