В прaвoвoй систeмe Рoссии пoявилaсь нoвaя oргaнизaциoннo-прaвoвaя фoрмa нeкoммeрчeскиx oргaнизaций (НКO) – публичнo-прaвoвыe кoмпaнии (ППК), сooтвeтствующий зaкoн вступил в силу 2 oктября.
Зaкoнoдaтeль дaeт слeдующee определение компаниям такого рода: "унитарная НКО, созданная Россией в установленном порядке, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества".
В соответствии с новым законом, создавать ППК для проведения госполитики, управления госимуществом, развития и модернизации отраслей и территорий смогут только глава государства и Госдума. В документе также прописан способ, которым может быть создана НКО этого вида – реорганизация госкорпорации, госкомпании и АО, единственным участником которого является Россия. Однако есть несколько исключений: преобразовать в ППК нельзя Внешэкономбанк, АСВ, Ростех, Росатом и Роскосмос.
Изначально правительство планировало, что со вступлением в силу этого закона стартует процесс преобразования всех госкорпораций в ППК. Однако впоследствии Минэкономразвития заявило, что этого не произойдет. По словам ведомства, для института госкорпораций предусмотрят отдельную норму в ГК.
Юрист BGP Litigation Александр Аракелян разъяснил порталу "Право.ru", зачем законодателю потребовался новый закон: "Ст. 5 закона об НКО указывает, что его действие не распространяется на публично-правовые компании. Можно сказать, что положениями нового документа создан своего рода институт государственных некоммерческих организаций, чья деятельность осуществляется в интересах государства и общества". В целом защитник предсказывает положительный эффект от нового акта: "Увеличение уровня прозрачности при создании и ведении деятельности ППК (установление для них правил учета и аудита, расходования средств, закрепление механизмов заключения сделок и прекращения деятельности) должно наилучшим образом сказаться на эффективности реализации различных государственных проектов".
Руководитель группы по слияниям и поглощениям "Пепеляев Групп" Сергей Шорин считает, что принятие отдельного закона в этой сфере – не совсем верное решение для того, чтобы решить существующие здесь проблемы. "Представляется, что оптимальным вариантом было бы не принятие отдельного закона, регулирующего деятельность ППК, а урегулирование категории юридического лица публичного права в качестве особого правового режима, в соответствии с которым осуществляли бы свою деятельность разные юридические лица, функционирующие на основании специального акта и соответствующие определенным признакам (например, общественные цели и характер деятельности)", – отметил он.
С текстом Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.