Eкaтeринa Чeрнявскaя
Сooтвeтствующий зaкoнoпрoeкт1внeс в Гoсдуму члeн Сoвeтa Фeдeрaции Aнтoн Бeлякoв. Сeнaтoр прeдлaгaeт исключить суррoгaтнoe мaтeринствo из числa вспомогательных репродуктивных технологий, используемых для лечения бесплодия (ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее – закон об основах охраны здоровья граждан). Документом также предполагается установить прямой запрет на суррогатное материнство и внести для этого изменения в ч. 9 ст. 55 закона об основах охраны здоровья граждан, которой в настоящий момент устанавливается понятие этой процедуры.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить нормы, регламентирующие аспекты суррогатного материнства из ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и абз. 2 ч. 4 ст. 51, абз. 2 ч. 3 ст. 52 Семейного кодекса . В частности, речь идет о правовом регулировании государственной регистрации рождения ребенка в результате суррогатного материнства.
Свою инициативу сенатор обосновывает тем, что оказание услуг суррогатного материнства в России производится на основании обычного гражданско-правового договора, в котором могут быть закреплены любые права и обязанности сторон, без гарантии их строгого выполнения. В частности, в договоре суррогатного материнства не указывается, является ли рождение ребенка с патологией или случай внутриутробной смерти результатом ненадлежащего выполнения услуг и основанием для расторжения договора. Помимо этого, биологические родители вправе забрать новорожденного из роддома только после получения согласия от суррогатной матери (ч. 4 ст. 51 Семейного кодекса). А это, как указывает автор законопроекта, нередко приводит к шантажу со стороны суррогатных матерей в отношении биологических родителей.
Кроме того, разработчик документа отмечает, что суррогатное материнство в нашей стране в большей степени востребовано не россиянами, а иностранцами.
По мнению сенатора, запрет суррогатного материнства необходимо установить до выработки нового, комплексного подхода к институту суррогатного материнства, в равной мере защищающего права и интересы детей, суррогатных матерей и потенциальных родителей.