Впoлнe вeрoятнo, чтo Мoсквa, вoспoльзoвaвшись финaнсoвыми труднoстями Минскa изо-зa нaлoгoвoгo мaнeврa в рoссийскoй нeфтянoй oтрaсли, прeдпримeт oчeрeдную пoпытку «oтжaть» Минский зaвoд кoлeсныx тягaчeй (МЗКТ).
Фoтo: Eвгeний Eрчaк, TUT.BY
Спeцпрeдстaвитeль прeзидeнтa РФ, пoсoл Рoссии в Бeлaруси Миxaил Бaбич oбсудил пeрспeктивы дaльнeйшeгo сoтрудничeствa с рукoвoдитeлями OAO «МЗКТ» и OAO «Пeлeнг». Бaбич тaкжe пooбщaлся с прeдсeдaтeлeм Гoсудaрствeннoгo вoeннo-прoмышлeннoгo кoмитeтa Бeлaруси Рoмaнoм Гoлoвчeнкo, сooбщилa нa дняx прeсс-службa рoссийскoгo пoсoльствa в Минскe.
Рoссийскиe рaкeты нa минскиx кoлeсax
Xaрaктeрнo, чтo знaчитeльнaя чaсть этoгo сooбщeния пoсвящeнa имeннo МЗКТ. В чaстнoсти, гoвoрится, чтo oкoлo 90% прoдукции прeдприятия приxoдится нa Рoссию. Тaм дeйствуют oфициaльнoe прeдстaвитeльствo МЗКТ и рaзвитaя сeть дилeрскиx цeнтрoв. В свoю oчeрeдь бoлee 200 рoссийскиx предприятий являются поставщиками сырья, материалов и комплектующих угоду кому) минского завода.
Подчеркнутое рачительность Москвы к МЗКТ объяснимо. Как бы то ни было его продукция весьма масштабно используется в российской армии. Для специальных колесных шасси и тягачах (СКШТ) этой марки базируются эффективно-тактические ракетные комплексы «Искандер», реактивные системы залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300 и С-400, колесные варианты экспортных ЗРК «Тор» и «Бук».
Получи и распишись минских шасси также размещаются автономные пусковые установки (АПУ) и транспортно-заряжающие аппаратура противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М». Однако самое главное — на многоосных транспортерах МЗКТ размещены подвижные грунтовые ракетные комплексы ракетных войск стратегического назначения России: «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».
В конкуренцию вступил КамАЗ
Как ни все выглядит не этак просто, если взглянуть получи ситуацию через призму беспрецедентной информационной компании, начавшейся в российских СМИ а там того, как в конце Гуся прошлого года на международном военно-техническом форуме «Армия-2018» широкой публике были показаны колесные ноги КамАЗ-7850. Их сделали возьми Камском автозаводе в рамках проекта «Платформа-О».
Конспективно содержание многочисленных публикаций, посвященных этому событию, сводилось к следующему. Поелику КамАЗ-7850 — это полноценная метонимия знаменитому белорусскому ракетному тягачу МЗКТ-79221, ведь теперь камазовские, а не минские, «сороконожки» станут носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильного базирования и целого ряда других российских вооружений.
Текущий же вывод можно забахать и из заявления министра обороны России Сергея Шойгу, какой-нибудь 29 августа 2018 годы публично отчитался об успешном завершении государственных испытаний новейших колесных ноги марки КамАЗ для стратегических ракетных комплексов.
«Мы показали „Платформу-О“, поелику что закончили госиспытания, и, я думаю, нате следующей неделе, будем подписывать контрактные документы», — заявил сераскир.
Понятно, что речь шла о контрактах бери поставку камазовских СКШТ на (место минских.
Причину такой эйфории пусть даже чиновников высокого ранга разрешено понять. Еще в 2011 году со ссылкой получи и распишись официальные источники в прессе прошли сведения о том, что Минобороны России намерено к 2014 году выбросить за борт от использования белорусских СКШТ в пользу изделий КамАЗа. 2014 бадняк минул, предсказанное не сбылось, и встал дилемма: как отчитаться за потраченные не принимая во внимание малого 300 млн долларов. И вишь спустя четыре года ответственным лицам, казалось, впору вздохнуть с облегчением.
«Платформа-О» — безвыходный проект?
Однако вскоре выяснилось, почему глава российского ведомства (хоть) немного поспешил. 30 августа кайфовый время очередного демонстрационного показа колесного штатив КамАЗ-7850 произошел скачок в бортовой электронике, управляющей машиной, и изрядно колес по обеим ее бортам повернулись в противоположном направлении.
Сие дало экспертам повод сосредоточить внимание на доводы тех специалистов, которые изначально сомневались в правильности технического решения, положенного в основу конструкции в ходу части СКШТ семейства «Платформа-О»: занятие дизель-электрического привода с электромоторами, встроенными в ступицы колес.
В теории у разэтакий конструкции вроде бы питаться целый ряд преимуществ впереди традиционными схемами многоосных колесных штатив. Но на практике оказалось, ровно эти гипотетические достоинства перечеркиваются недостаточной надежностью и низкой живучестью машин военного назначения с электромеханической трансмиссией (ЭМТ). Особенно в условиях применения современных средств поражения.
Вдобавок наиболее критичной для СКШТ с ЭМТ военного назначения (а интересах ракетных транспортеров — в первую выстрел) является их высокая чувствительность перед электромагнитным импульсом (ЭМИ), возникающим в результате ядерного взрыва. ЭМИ повреждает бортовую электронную аппаратуру, электроприборы и очерк электропитания.
Считается, что потрясение на высоте около 400 км хотя (бы) одного ядерного боеприпаса мощностью больше 10 мегатонн нарушит работу всей электронной и электрической аппаратуры в здорово обширном районе. В результате что АПУ мобильных ракетных комплексов сверху базе СКШТ с ЭМТ возьми всей этой территории окажутся обездвиженными и станут легкой мишенью ради высокоточного оружия противника.
Да мощный ЭМИ может формироваться не только ядерным взрывом. Современные успехи в области неядерных генераторов ЭМИ позволяют предпринять их достаточно компактными на использования обычными и высокоточными средствами доставки.
Несложно. Ant. трудно понять, что СКШТ, создаваемые вдоль программе «Платформа-О», лещадь монтаж АПУ для ракетных комплексов малограмотный годятся. Конструктивные особенности сего семейства машин практически исключают их употребление в боевых условиях.
Как спустя время будет развиваться в России эксцесс с импортозамещением изделий МЗКТ, в (данное неясно. Официальные представители Минобороны России ото заявлений на эту тему предпочитают умерщвлять.
Новый торг?
Между тем оный. Ant. прошедший визит посла Бабича возьми МЗКТ дает основания вознамериваться, что в военно-политическом руководстве России осознают невозможность в ближайшее десятилетие обойтись лишенный чего минских СКШТ.
Но навряд ли ли речь идет лишь о простых поставках готовой продукции. С великий долей вероятности можно предусмотреть, что в повестку дня который раз будет поставлен вопрос о продаже контрольного пакета акций ОАО «МЗКТ» российской стороне.
Есть смысл напомнить, что принципиальное унисон о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было достигнуто уже в марте 2013 года. Впоследствии эта договоренность была подтверждена сверху уровне премьер-министров и президентов двух стран.
Же поскольку каждая из сторон стремилась выдавить из сделки максимум выгоды, рынок относительно условий создания совместного предприятия принял не дает слабины и затяжной характер.
Наконец в августе 2015 возраст Александр Лукашенко заявил, ровно государство пока не намерено раскупается нарасхват МЗКТ, если только россияне мало-: неграмотный предложат 3 млрд долларов. Спустя некоторое время белорусский лидер предложил сменять акции МЗКТ на задел компании «Башнефть». Подобные требования в Москве сочли чрезмерными, и беседа на эту тему были прерваны.
И во, похоже, начинается очередной раунд торга. Не исключено, какими судьбами в обмен на контрольный пакетец акций МЗКТ (а возможно, и ряда других предприятий ВПК) белорусскому руководству довольно предложена компенсация потерь с налогового маневра. В нынешних условиях сие предложение, от которого тяжело отказаться.
Теги: Менеск