Мaрия Шувaлoвa
Oдним из глaвныx рeзультaтoв рeaлизaции Кoнцeпции oсущeствлeния гoсудaрствeннoй пoлитики прoтивoдeйствия пoтрeблeнию тaбaкa нa 2010-2015 гoды стaлo принятиe тaк нaзывaeмoгo «aнтитaбaчнoгo» зaкoнa (Фeдeрaльнoгo зaкoнa oт 23 фeврaля 2013 г. № 15-ФЗ «Oб oxрaнe здoрoвья грaждaн oт вoздeйствия oкружaющeгo тaбaчнoгo дымa и пoслeдствий пoтрeблeния тaбaкa»; дaлee – Зaкoн № 15-ФЗ). Испoлнeниe eгo пoлoжeний привeлo, пo дaнным Минздрaвa Рoссии, к снижению распространенности потребления табака среди взрослого населения на 6% (с 39% в 2009 году до 33% в 2016 году). За нарушение антитабачного законодательства должностными лицами Роспотребнадзора в прошлом году были привлечены к административной ответственности около 12,5 тыс. лиц, в том числе 1877 организаций; общая сумма штрафов составила более 121,5 млн руб.
В настоящее время идет активное обсуждение подготовленного Минздравом России проекта новой концепции – Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы (далее – проект концепции; текст документа имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ). По прогнозам министерства, она позволит снизить число курящих до 25% к 2022 году. Согласно документу противодействие потреблению табака будет реализовываться по следующим направлениям.
Повышение цен на табачную продукцию, увеличение налогов. Помимо установления более существенных показателей повышения ставок акцизов на табачную продукцию по сравнению с предусмотренными действующим законодательством (п. 1 ст. 193 Налогового кодекса), проект предусматривает введение с 2017 года налога на розничную продажу табачных изделий и электронных систем доставки никотина в размере 10% от цены товара, а с 2018 года – экологического налога на сигареты. Однако, по мнению ФАС и Минфина России, в этом случае будет иметь место двойное налогообложение одного объекта, что недопустимо по действующему законодательству (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Расширение перечня помещений, территорий и объектов, где курение прямо запрещено. Так, предлагается запретить курить в помещениях коммунальных квартир, используемых для обслуживания более одной комнаты, на остановках общественного транспорта и на расстоянии 3 м от них, на расстоянии 3 м от входов в торговые центры, в подземных и надземных пешеходных переходах, в личном транспорте при поездках с детьми, а также в присутствии возражающих против курения табака – вне зависимости от типа помещения.
Введение регулирования сферы производства и продажи некурительных табачных изделий и имитирующих их товаров по аналогии с нормами Закона № 15-ФЗ. Речь идет об электронных средствах доставки никотина (ЭСДН), наиболее распространенными из которых являются электронные сигареты, нагреваемом, нюхательном, растворимом табаке, кальянах и др. Как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко в ходе прошедшего вчера на площадке комитета круглого стола, посвященного обсуждению проекта концепции, на сегодняшний день на рассмотрении нижней палаты парламента находятся пять законопроектов, предусматривающих введение ограничений по продаже и использованию ЭСДН, устройств для вдыхания аэрозоля, не содержащего никотин (так называемых вейпов), кальянов (как табачных, так и бестабачных). В качестве обоснования необходимости таких ограничений называется в том числе неопределенность состава используемых в данных устройствах курительных смесей или жидкостей, отмечается, в частности, что многие из них содержат канцерогены и токсичные вещества.
При этом экспертное сообщество пока не исключает возможности использования электронных сигарет в никотинозамещающей терапии лиц, страдающих табачной зависимостью, при условии проведения достаточного количества исследований, подтверждающих эффективность такой меры.
Повышение доступности медицинской помощи при синдроме табачной зависимости. По словам руководителя Центра по отказу от табака НИИ пульмонологии ФМБА России, д. м. н. Галины Сахаровой, ст. 17 Закона № 15-ФЗ, предусматривающая необходимость оказания медпомощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на практике реализуется плохо. Проектом концепции предлагается, в частности, включить используемые при таком лечении лекарственные средства в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Это повлечет дополнительные расходы бюджета, но избавление от табачной зависимости все же более простой процесс, чем лечение вызванных курением болезней: рака, хронической обструктивной болезни легких, сердечно-сосудистых заболеваний, подчеркнула Галина Сахарова.
Информирование населения о вреде потребления табачной продукции. Как отмечается в документе, большинство курящих граждан знают, что курение вредит здоровью, но не представляют, какой широкий спектр заболеваний оно вызывает, как быстро возникает привыкание к никотину и какова вероятность преждевременной смерти в связи с длительным потреблением табака. В связи с этим предлагается, например, обучать работников сферы здравоохранения, образования, социальной сферы, сотрудников СМИ ведению разъяснительной работы с населением, реализовывать специальные медиапроекты для различных групп населения (дети, беременные женщины и др.), транслировать социальную рекламу о вреде табака в каждом рекламном блоке, разрабатывать обучающие программы по формированию здорового образа жизни и т. д.
Нельзя не отметить, что проект концепции предусматривает ряд более кардинальных по сравнению с содержавшимися в предыдущей концепции мер. Так, в качестве одного из целевых ориентиров документа указано обеспечение условий, при которых доступ граждан, родившихся после 2015 года, к табачной продукции будет невозможен на протяжении всей их жизни. Ряд экспертов считают, что запрет совершеннолетнему лицу на покупку какого-либо разрешенного к продаже товара является дискриминационным и ограничивает его правоспособность.
Другое неоднозначное предложение – об увеличении продолжительности рабочего дня курящих граждан – вряд ли останется в проекте, поскольку его раскритиковал Минтруд России.
ФАС России в свою очередь обратила внимание на то, что некоторые положения проекта отрицательно скажутся на конкуренции на табачном рынке. Например, введение унифицированной упаковки для всех продающихся на территории России сигарет приведет к тому, что потребители либо продолжат покупать сигареты тех компаний, которые являются в настоящее время лидерами рынка, и последние получат «вечное» конкурентное преимущество, либо – в условиях невозможности различения товаров различных производителей по уникальным признакам и особенностям дизайна – начнут покупать то, что дешевле, а значит, возможен рост потребления контрафактной продукции. Кроме того, использование унифицированной упаковки означает запрет на использование товарных знаков, торговых марок, логотипов и т. д., что, по мнению ведомства, нарушает право на защиту интеллектуальной собственности.
Также с критикой ряда положений проекта концепции выступили Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг России.
В результате Минздраву России рекомендовано учесть поступившие предложения и замечания и существенно доработать документ. Министерство, напомним, планирует утвердить его до конца текущего года.