Eкaтeринa Дoбрикoвa
«Зaкoнoпрoeкт o приoритeтe вoсстaнoвитeльнoгo рeмoнтa пo OСAГO пeрeд дeнeжным вoзмeщeниeм oгрaничивaeт прaвo сoбствeннoсти (ст. 35 Кoнституции РФ)», – зaявил в xoдe прoшeдшeгo в пятницу в OП РФ круглoгo стoлa члeн Кoмиссии OП РФ пo бeзoпaснoсти и взaимoдeйствию с OНК Влaдимир Винницкий. С ним сoглaсился и прaвoзaщитник, рукoвoдитeль oбщeствeннoй oргaнизaции «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин: «С принятием этого закона потерпевшие не смогут свободно распоряжаться своим имуществом. Сейчас они в любой момент времени могут сами решать, что им делать с автомобилем. Теперь это право хотят забрать и заставить направлять автомобиль на ремонт в неизвестный сервис. Нас лишают права выбора!»
Напомним, что на прошлой неделе Правительство РФ внесло поправки в указанный законопроект1, предложив существенно расширить и уточнить текст документа, принятого 14 декабря минувшего года в первом чтении. Так, кабмин уточнил случаи, при которых потерпевший может получить страховое возмещение деньгами. Это возможно, например:
О нюансах претензионного порядка при возникновении спора по страховому случаю, узнайте из материала «Порядок реализации права потерпевшего на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
- в случае полной гибели транспортного средства;
- если стоимость ремонта превышает страховую сумму;
- при наличии у потерпевшего тяжелых жизненных обстоятельств, исключающих необходимость восстановительного ремонта автомобиля;
- когда страховая компания не может обеспечить ремонт транспортного средства на СТО, отвечающей установленным критериям, а потерпевший не согласен на ремонт в не соответствующем этим критериям сервисе. Конкретные требования к СТО, нормы их удаленности от населенных пунктов, сроки осуществления ремонта и т. д., по словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, будут закреплены в документе, который подготовит Банк России.
В остальных случаях автомобиль будет направлен в СТО на ремонт.
Помимо доводов о нарушении конституционного права собственников Сергей Кузин упомянул об отсутствии в предлагаемом документе нормы, регламентирующий порядок возмещения расходов на эвакуацию: «На текущий момент эвакуация компенсируется автомобилисту только один раз с места ДТП до места ремонта или хранения (абз. 5 п. 4.13 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П; далее – Правила ОСАГО). Если закон примут, куда эвакуировать сильно разбитый автомобиль? Сервиса еще нет, никаких взаимоотношений со страховой тоже. Можно эвакуировать на охраняемую стоянку, если есть такая возможность. Но кто потом оплатит второй эвакуатор оттуда до СТО?»
Вместе с тем, продолжил эксперт, законопроект не устанавливает критерии качества ремонта. «По документам могут стоять оригинальные детали – мы подпишем акт выполненных работ и подписью подтвердим, что претензий нет. А, доехав до своего сервиса, установим, что детали-то наши никто не менял или что все отремонтировано, но очень плохо. Мы вернемся в сервис, но там скажут, что работы были выполнены качественно, все заменено, а запчасти оригинальные и новые», – рассказал Кузин. Поддержал эту позицию и Владимир Винницкий: «Станции техобслуживания будут выбираться по одному критерию – побыстрее и подешевле».
В связи с этим эксперты уверены, что принятие нового законопроекта вызовет всплеск судебных разбирательств по инициативе недовольных автовладельцев. Поэтому принятие документа не выгодно не только потерпевшим, но и самим страховым компаниям, на которые лягут судебные издержки.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной безопасности и ОНК, основатель и глава общественного движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов согласился, что текст поправок сырой и применять их в таком виде нельзя.
Тем не менее, по словам Евгения Уфимцева, документ подвергается критике необоснованно: «Основой данного законопроекта является именно улучшение прав людей за счет того, что им не придется доплачивать за износ транспортных средств». Сейчас, напомним, страховщик выплачивает страховое возмещение с учетом износа (абз. 6 п. 4.15 Правил ОСАГО). В среднем он составляет до 32% от стоимости страхового возмещения.
Поддержал законопроект и Минфин России. «Страховая компания должна обеспечить исполнение договора – деньгами или натурой. Но сейчас сложилась ситуация, когда возмещение вреда натурой может оказаться выгоднее, потому что при этом не учитывается износ заменяемых деталей. При этом закон не ограничивает права потерпевших. Есть случаи, когда выплачиваются деньги, но этот перечень не закрыт. Можно его расширить соглашением со страховщиком», – пояснила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина России Вера Балакирева.
Что касается качества восстановительного ремонта, то, по словам представителя Минфина России, страховщик обязан будет его гарантировать. Предложенные Правительством РФ поправки предлагают предоставить Банку России право ограничивать возмещение вреда в натуре теми страховщиками, которые неоднократно в течение года нарушили свои обязательства.