Вaлeрия Зeнoвинa
Billion Photos / Shutterstock.com
Кaк имeннo будeт урeгулирoвaнa цeнoвaя пoлитикa крупныx ритeйлeрoв – пoкa нeизвeстнo, нo зaкoнoдaтeльнaя мeрa, пo oцeнкe члeнa Кoмитeтa Гoсдумы пo бюджeту и нaлoгaм Дмитрия Юркoвa, в дaннoм случae нeoбxoдимa, в пeрвую oчeрeдь чтoбы прeдoтврaтить дeмпинг нa рeгиoнaльныx рынкax. Кaк рaсскaзaл дeпутaт в xoдe круглoгo стoлa, деятельность федеральных торговых сетей, которые функционируют сразу в нескольких в регионах, приводят к разорению местных сетей и магазинов. Это лишает производителей каналов сбыта, а в конечном итоге проигрывает еще и покупатель.
Депутат пояснил, что у федеральных торговых сетей, в отличие от региональных, есть некоторый запас финансовой прочности, что позволяет установить «отрицательную наценку» на свою продукцию, то есть продавать ее ниже закупочной цены (в этом и заключается демпинг). Местным магазинам конкурировать при таком подходе сложно – покупатели выбирают федеральные сети из-за выгодных цен.
В дальнейшем проблемы начинаются у местных производителей – им не удается увеличить объемы продаж, поскольку они нередко не имеют возможности модернизировать производство и не вкладываются в новое оборудование, а попытки найти новые рынки сбыта часто оказываются неудачными. Представитель Госдумы связал это с тем, что на наращивание технических мощностей требуются значительные расходы, причем крупным производителям это обходится дешевле. Он также пояснил, что федеральные сети предполагают масштабную логистику – продукцию необходимо доставить на расстояние от 600 до 1 тыс. км, в нужном объеме и качестве, а фермерам проделать самостоятельно такую работу довольно тяжело.
В итоге, как прогнозирует Дмитрий Юрков, в долгосрочной перспективе регионы ждет эффект «выжженной земли»: местные производители разорятся, а покупатель останется один на один с федеральными сетями. Причем для последних уже отпадет необходимость назначать пониженные цены, напротив, в условиях отсутствия конкуренции они могут формировать их по своему усмотрению. Депутат рассказал, что самая высокая стоимость потребительской корзины в 2016 году отмечена в одном из сел Свердловской области как раз из-за отсутствия конкуренции. То есть при такой модели функционирования розничного рынка проигрывают и покупатели, и местные производители, и региональные продавцы.
Однако некоторые эксперты, не отрицая, что практика демпинга существует, считают, что законодателю следует действовать осторожно, так как непродуманная жесткая законодательная мера может навредить добросовестным участникам рынка. Так, исполнительный директор Ассоциации «РУСПРОДСОЮЗ» Дмитрий Востриков обратил внимание, что добросовестные производители, возможно, не смогут оперативно реализовать скоропортящийся товар и его придется утилизировать.
Также не исключено, что новые правила регулирования цен вступят в противоречие с экономическими законами рынка. В частности, эксперт розничной торговли, преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Ирина Канунникова указала, что в экономической практике понятие демпинга является неопределенным. Например, часто товар продается практически по себестоимости в течение ограниченного периода времени, чтобы привлечь покупателя, а в дальнейшем, когда его доверие завоевано, цены корректируются. Как предположила эксперт, производители и ритейлеры побоятся использовать подобные схемы, чтобы не попасть под действие ограничительных мер. Она пояснила, что такую договоренность власти легко могут посчитать демпингом или сговором.
Кроме того, по мнению эксперта, ни одна законодательная мера не позволит укрепить отношения производителя и потребителя, так как нельзя заставить последнего сделать выбор в пользу местных магазинов, а не федеральных сетей. Также она обратила внимание, как ситуация выглядит с точки зрения местных властей. «Встаньте на позицию местной администрации, которая понимает – приходит игрок федерального масштаба, федеральный ритейл, который будет наполнять бюджет быстрее и активнее, чем местные производители», – указала Ирина Канунникова. Поэтому, считает эксперт, нужно разработать механизмы, которые будут приниматься на местном уровне.
В то же время есть и прямо противоположный взгляд на данную ситуацию. Так, антимонопольный экономист, член экспертного совета при Правительстве РФ Вадим Новиков заявил, что на основе тех же данных, которые были представлены в ходе круглого стола, он видит совершенно другую картину. То, что описывается как проблема, он назвал благоприятным явлением и иллюстрацией работы конкуренции. «Если мы хотим, чтобы конкуренция была, мы должны смириться с тем, что кто-то разорится, а именно тот, кого потребитель не выберет», – пояснил эксперт.
Также Новиков считает, что формировать демпинговые цены может только компания с очень высокой рыночной долей, компания-монополист. Напомним, что по закону доминирующим положением на рынке признается в том числе такое, когда доля хозяйствующего субъекта превышает 50% (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; далее – закон о защите конкуренции). По мнению эксперта, даже если все торговые сети объединятся, у них не будет монопольного положения и возможности реализовывать демпинговый сценарий. Он также высказал мнение, что закон о демпинге уже существует – это закон о защите конкуренции. В частности, им запрещается не только установление монопольно высоких, но и монопольно низких цен (п. 1 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции).
С такой оценкой не согласился автор инициативы о регулировании демпинга Дмитрий Юрков, пояснив, что он имеет в виду ситуацию, когда федеральная сеть не занимает доминирующее положение на рынке, но ведет демпинговую политику. В то же время он заявил, что не будет вносить в Госдуму разработанный им проект закона, так как необходимо учесть новые аргументы, представленные экспертами. В частности, планируется учесть уценки товаров, которые вводят магазины при окончании срока реализации продукции. Депутат признал, что законопроект о демпинге должен быть качественным – таким, чтобы с ним были согласны и производители, и ритейлеры.