Aнуш Сoгoмoнян
Andrei Kuzmik / Shutterstock.com
«Лeгaлизaция прoдaжи aлкoгoля в Интeрнeтe привeдeт к снижeнию цeн в Рoссии нa прoдукты питaния в цeлoм», – oтмeтил глaвa Сoюзa прoизвoдитeлeй aлкoгoльнoй прoдукции, вицe-прeзидeнт xoлдингa «Русский стaндaрт» Игoрь Кoсaрeв нa сoстoявшeмся нa прoшлoй нeдeлe фoрумe «Алкогольный рынок: от запретов к развитию». При этом он полагает, что продажа продуктов питания через Интернет сейчас неэффективна, так как доставлять такую продукцию покупателю невыгодно, но если в стоимость заказа будет включен алкоголь, то сумма покупки увеличится, а цена доставки должна снизиться. Аналогичной позиции придерживается начальник контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин. «Популярность такого способа покупки позволит интернет-площадкам стать новым сильным каналом продаж, – считает он. – Дистанционная торговля алкогольной продукцией – это объективная реальность. И как бы мы не закрывали сайты, которые продают алкоголь, они все равно будут появляться под тем или иным названием, поэтому значительно проще создать нормальные правила «игры», чем бороться с нелегальной продажей».
Напомним, в июне этого года Минфин России представил законопроект, расширяющий перечень алкогольной продукции, продажа которой будет допустима через Интернет. Предполагается, что с 1 января следующего года будет разрешена дистанционная розничная продажа вина с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. А с 1 января 2019 года – продажа маркированного алкоголя. При этом для торговли алкоголем в Интернете предпринимателям понадобится зарегистрироваться в ЕГАИС и получить лицензию в Росалкогольрегулировании. Планируется, что сайты, нелегально торгующие спиртным, смогут блокировать без обращения в суд.
Сейчас же, по общему правилу, дистанционная продажа алкогольной продукции запрещена (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом). Однако, несмотря на запрет, многие недобросовестные предприниматели осуществляют торговлю алкоголем через интернет-магазины. При этом, как отмечают эксперты, очевидно, что отчисления в бюджет от этой деятельности не производятся.
Какой информацией должна сопровождаться алкогольная продукция, которая находится в розничной продаже? Узнайте из материала «Особенности продажи алкогольной продукции» в «Домашней правовой энциклопедии« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
«Мы провели небольшое исследование, где выяснили, что количество соответствующих поисковых запросов в Интернете составило более 300 тыс. в месяц, – рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. – Так, мы смогли вывести средний чек такой покупки и подсчитать, что в 2016 году по Интернету было заказано нелегального алкоголя на 1,1 млрд руб.».»Рынок продаж через Интернет растет, причем ежегодно почти на 20%, поэтому развитие онлайн-торговли – самый перспективный мировой тренд», – считает эксперт.
Против указанного запрета выступила также директор Института проблем правового регулирования Высшей школы экономики Анна Дупан. «Запреты уже были неоднократно, и сухой закон у нас пытались вводить, в результате все переводится на нелегальный уровень, – отметила она. – Если мы уберем лишние ограничения, дублирования, неясности, это уже будет большой плюс для отрасли».
Эту инициативу, естественно, поддерживают производители и продавцы алкогольной продукции, так как у них может появиться новый канал сбыта. «Вопрос о легализации онлайн-торговли уже долгое время обсуждается участниками отрасли, так как в России и так дистанционно торгуют алкоголем в обход действующего законодательства – рассказал порталу ГАРАНТ.РУ руководитель подкомиссии РСПП по вопросам регулирования алкогольного рынка Александр Романов. – Законопроектом предусмотрены все основные условия продажи, позволяющие исключить возможность нелегального сбыта. В частности, основанием для выдачи лицензий на розничную продажу алкоголя в сети будет наличие у продавца складских помещений, лицензии на производство, закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. На данном этапе этих мер достаточно, чтоб осуществлять контроль».
Однако, по мнению ведущего специалиста ООО «Хансенбрау» Сергея Ферапонтова, от принятия законопроекта в его нынешнем виде выиграют только крупные компании и «алкохолдинги». «В соответствии с проектом документа, онлайн-магазин должен предусматривать свою службу доставки. Мелкому бизнесу это не под силу. Получается, они в этом бизнесе не смогут участвовать», – считает эксперт.
Напомним, что 60% респондентов портала ГАРАНТ.РУ ранее высказались против интернет-торговли алкоголем.