Eкaтeринa Дoбрикoвa
В сooтвeтствии с дeйствующим зaкoнoдaтeльствoм укaзaнныe лицa oблaдaют лишь смeжными прaвaми нa испoлнeниe (ст. 1304 ГК РФ). Тo eсть рeзультaт твoрчeскoй дeятeльнoсти рeжиссeрoв oxрaняeтся тoлькo при услoвии звукoзaписи или радио-телетрансляции спектакля. Однако закон не защищает так называемые «живые» постановки, то есть спектакли, исполняемые актерами в театрах.
«Многие режиссеры театра жалуются на то, что после их увольнения, перехода в другой театр или смены места жительства по инициативе театров или других участников театрального процесса меняются их постановки – например, изменяется мизансцена», – рассказа вчера на конференции The Moscow Times заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, д. ю. н. Ольга Рузакова.
И если год назад эксперты лишь начали обсуждать эту проблему, то теперь соответствующая инициатива обрела статус законопроекта1 – ожидается, что депутаты рассмотрят его во втором чтении уже 10 марта.
Попытки использовать механизмы авторского права в этой части, отметила эксперт, бессмысленны до внесения изменений в некоторые международные договоры – в частности, в п. 6 приложения № 26 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Данный документ предусматривает, что права режиссеров-постановщиков охраняются только в режиме смежных прав. Поэтому сейчас законодатель вплотную занимается именно вопросом совершенствования норм о смежных правах.
Имеет ли право потребитель потребовать возврата стоимости билетов на театральную постановку, даже в том случае, когда спектакль не был отменен? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга« интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Так, законопроект предлагает закрепить право на неприкосновенность постановки и защитить исполнение от всякого искажения, в том числе при публичном исполнении постановки спектакля.
Кроме того, декларируется исключительное право режиссера-постановщика спектакля на постановку в течение всей его жизни, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлено ее первое публичное исполнение.
По мнению Ольги Рузаковой, данный законопроект является на текущий момент одним из наиболее значимых в сфере защиты авторских и смежных прав: «Замысел театрального режиссера имеет чрезвычайно важное значение – по одним и тем же произведениям ставятся совершенно различные постановки, которые зритель воспринимает совершенно по-разному».
Также она отметила, что в экспертном сообществе обсуждаются и другие инициативы, касающиеся интеллектуальной собственности, например:
- предоставление правовой охраны географическим указаниям;
- ведение государственного реестра объектов авторских и смежных прав (создание единой информационной базы с внесением данных о правообладателе и его наследниках);
- введение принципа исчерпания права на товарный знак для медицинских и фармацевтических товаров, а также некоторых изделий для детей, деталей для транспортных средств и других видов товаров.
На текущий момент все указанные предложения находятся в стадии обсуждения – конкретных законодательных инициатив по ним нет.