Мaрия Шувaлoвa
Billion Photos / Shutterstock.com
В нaстoящee врeмя нa рaссмoтрeнии Кoмитeтa Гoсдумы пo гoсудaрствeннoму стрoитeльству и зaкoнoдaтeльству нaxoдится oкoлo 390 зaкoнoпрoeктoв (нa мoмeнт нaчaлa oсeннeй сeссии иx кoличeствo сoстaвлялo 450, oднaкo ряд прoeктoв были пeрeдaны в другиe кoмитeты). Кaкиe из ниx являются ключeвыми и мoгут быть приняты в ближaйшee врeмя, прeдсeдaтeль кoмитeтa Пaвeл Крaшeнинникoв рaсскaзaл в xoдe сoстoявшeйся вчeрa прeсс-кoнфeрeнции.
Oднoй иx приoритeтныx для кoмитeтa тeм oстaeтся xулигaнствo на транспорте. К началу ноября планируется завершить рассмотрение законопроектов, согласно которым авиакомпании смогут отказывать в перевозке пассажирам, совершившим определенные правонарушения и преступления во время полета (предусматривающий соответствующие поправки в ст. 426 и ст. 786 Гражданского кодекса законопроект1 уже принят во втором чтении).
За какие нарушения на транспорте назначается административная ответственность, а за какие – уголовная, узнайте из материала «Общественный транспорт» Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
В реестр лиц, воздушная перевозка которых может быть ограничена перевозчиком, предлагается включать граждан, не выполнивших законные распоряжения командира воздушного судна (ч. 6 ст. 11.17 КоАП), грубо нарушивших общественный порядок (п. «в» ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса), а также совершивших действия, угрожающие безопасной эксплуатации самолета (ст. 267.1 УК РФ). Особенности формирования и ведения такого реестра предлагается прописать в новой ст. 107.1 Воздушного кодекса (соответствующий законопроект2 также принят во втором чтении). Помимо этого, предполагается установить обязанность лица или органа, который рассматривает дело об административном правонарушении, заключающемся в невыполнении распоряжения командира самолета, направлять перевозчику копию постановления о назначении наказания за данное правонарушение (законопроект3, предусматривающий включение данного положения в ст. 29.11 КоАП РФ, пока рассмотрен только в первом чтении).
Безусловно важным является внесенный Президентом РФ Владимиром Путиным законопроект об ответственности за злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа4 (документ поступил на рассмотрение в Госдуму 19 сентября текущего года), отметил Павел Крашенинников. Проектом предполагается выделение указанного деяния в отдельный состав преступления (УК РФ планируется дополнить новыми ст. 201.1 и ст. 285.4), за совершение которого предусматривается более серьезное наказание.
Среди недавно внесенных проектов стоит выделить также законопроект о представительстве сторон в судах5 (зарегистрирован в Госдуме 27 сентября текущего года). Документом предусматривается, что представителями граждан и организаций для ведения гражданских и административных дел в судах и дел в арбитражных судах вправе быть:
- граждане РФ с высшим юридическим образованием, полученным по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, или с присвоенной в России ученой степенью по юридической специальности;
- иностранные граждане, которые либо получили в России соответствующие указанным выше требованиям юридическое образование или ученую степень, либо имеют полученное за рубежом юридическое образование и сдали в России специальный профессиональный экзамен по юридической специальности;
- российские организации, а также иностранные организации, аккредитованные при общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование, определяемой Правительством РФ (предполагается, что ею станет Ассоциация юристов России). Для непосредственного участия в судопроизводстве организации смогут направлять только граждан, отвечающих обозначенным выше критериям.
По словам Павла Крашенинникова, который является одним из авторов законопроекта, введение обязательного требования о наличии у представителей сторон в гражданском, арбитражном и административном процессе юридического образования или ученой степени позволит не допускать в судопроизводство некомпетентных лиц и обеспечить таким образом право граждан на квалифицированную юридическую помощь, а в случае участия в деле иностранных представителей – подтвердить знание ими российской юрисдикции. При этом глава комитета подчеркнул, что предусмотренные законопроектом требования не будут распространяться на граждан, самостоятельно представляющих свои интересы в суде, и лиц, являющихся законными представителями.
Напомним, указанный законопроект уже получил отрицательную оценку Федеральной палаты адвокатов РФ, поскольку он, по мнению вице-президента палаты Андрея Сучкова, противоречит разработанной Минюстом России концепции реформирования рынка квалифицированной юридической помощи (предусматривающей, по сути, введение адвокатской монополии на судебное представительство). Комментируя данное заявление, Павел Крашенинников отметил некорректность такого сопоставления, поскольку концепция, во-первых, еще не утверждена, а во-вторых, распоряжение правительства (а именно таким актом предполагается утвердить концепцию) обладает меньшей юридической силой, чем федеральный закон. Кроме того, он напомнил, что Конституционный Суд РФ однажды уже признавал неконституционность нормы, согласно которой организации могли выбирать для ведения дел в арбитражных судах представителей, не состоящих в их штате, только из числа адвокатов (Постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. № 15-П).
Разумеется, в рамках осенней сессии комитет будет рассматривать и законопроекты, направленные на корректировку гражданского законодательства. Так, продолжится обсуждение двух блоков поправок в ГК РФ, выделенных из единого изначально проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», – о вещных правах и об особенностях правового регулирования выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным и муниципальным контрактам. Напомним, восемь законов, принятых на основе остальных выделенных из единого документа законопроектов, уже вступили в силу, девятый – о финансовых сделках – начнет действовать с 1 июня 2018 года.
На рассмотрении комитета находятся и другие законопроекты, предусматривающие внесение изменений в нормы ГК РФ об интеллектуальной собственности. Среди них – законопроект об уточнении регулирования деятельности аккредитованных организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе6. Планируется, в частности, установить для них стандарт по раскрытию информации, в том числе о методике сбора вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав и распределении его между правообладателями, и обязать к проведению аудита бухгалтерской отчетности по итогам финансового года с последующим размещением аудиторского заключения и самой отчетности на официальном сайте организации. Кроме того, предполагается, что правообладатели смогут получать отчеты о размере собранного вознаграждения и об удержанных из него аккредитованными организациями суммах онлайн – в специально созданных личных кабинетах.
Стоит также обратить внимание на предложения по предоставлению нотариусам права запрашивать и получать необходимые для совершения нотариальных действий сведения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, определению порядка распоряжения животными, признанными вещественными доказательствами по уголовным делам (предполагается, что они должны передаваться на хранение, возвращаться законному владельцу, если это не нанесет ущерба доказыванию, либо безвозмездно передаваться для содержания и разведения), разрешению представителям коренных малочисленных народов России, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни, усыновлять детей, относящихся к этим народам (в настоящее время усыновителями не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства). Соответствующие законопроекты7 также планируется рассмотреть в ходе осенней сессии.