Aнуш Сoгoмoнян
KYTan / Shutterstock.com
В структурe прoвeдeнныx прoвeрoк, кaк и зa aнaлoгичный пeриoд прoшлoгo гoдa, бoльшую чaсть сoстaвили внeплaнoвыe прoвeрки (67,8 %). Причeм бoлee 5 тыс. прoвeрoк прoвeдeнo нa oснoвaнии oбрaщeний грaждaн o нaрушeнии прeдпринимaтeлями иx прaв. Кaк рaсскaзaл нa сoстoявшиxся вчeрa публичныx oбсуждeнияx прaвoпримeнитeльнoй практики надзорного органа за второй квартал 2017 года статс-секретарь – заместитель руководителя Роспотребнадзора Михаил Орлов, перечень нарушений, по сравнению с прошлым годом, практически не изменился.
В частности, среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в организациях розничной торговли пищевой продукцией, он назвал отсутствие книги отзывов и предложений (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров (далее — Правила продажи товаров), установление различных цен на товары в зависимости от формы оплаты (п. 4 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей ), а в торговых залах, как правило, отсутствуют контрольные весы (п. 7 Правил продажи товаров).
Еще одним распространенным нарушением, как рассказали представители ведомства, является отсутствие полной информация о товаре, предложенной покупателям в торговых сетях на развес. Так, например, потребители не могут найти информацию о сроке годности, условиях хранения и месте нахождении изготовителя пищевой продукции при покупке замороженных овощей, грибов, морепродуктов, конфет, орехов и т. д. Начальник отдела надзора по гигиене питания Роспотребнадзора Надежда Раева напомнила предпринимателям, что вся продукция, реализуемая предприятием продовольственной торговли, должна быть обязательно расфасована продавцом самостоятельно с нанесением маркировки (п. 34 Правил продажи товаров).
Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый блок «Советник по проверкам«
Оставить заявку
«В соответствии с техническим регламентом продавец должен предоставить покупателю нужную информацию о товаре ( п. 1 ст. 4.1 Технического регламента ТС 022/2011). Но, приобретая не расфасованный товар, он ее не получает, так как маркировка наносится в основном на транспортной упаковке товара», – пояснила она. Вместе с тем предприниматели сложившуюся практику продажи продуктов объясняли тем, что граждане сами предпочитают приобретать продукты на развес, а не покупать упаковки целиком. Надежда Машкова, директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, заняла в этом вопросе сторону потребителей и предложила разработать механизм, который позволили бы при взвешивании товара печатать этикетку, которая бы содержала всю необходимую информацию о продукции.
Специалисты ведомства отметили еще ряд нарушений, которые выявляются буквально при каждой проверке предприятий. Например, это отсутствие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары (п. 19 Правил продажи товаров), продажа товара по цене завышенной, относительно цены, указанной на ценнике или маркировке, взимание с клиентов обязательных «чаевых» при оказании услуг общественного питания (п. 1, п. 3 ст. 16 закона о защите прав потребителей) и т. д.
Кроме того, как следует из обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности ведомства (документ имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ), предприятия розничной торговли допускают нарушения требований к реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В частности, нередко они не соблюдают требования временных и пространственных ограничений реализации алкогольной продукции, продают спиртное несовершеннолетним, ИП допускают розничную продажу крепкого алкоголя и и незаконно торгуют спиртным в Интернете. В итоге 99,96% нарушений, среди выявленных в ходе проверок, оказались серьезными, и по ним возбуждены дела об административном правонарушении.
Михаил Орлов подчеркнул также, что почти треть внеплановых проверок связана с проверкой исполнения предписаний, выданных Роспотребнадзором ранее. Напомним, что одним из оснований проведения внеплановой выездной проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом или ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Вместе с тем, как пояснил эксперт, на практике периодически возникают ситуации, когда субъекты предпринимательской деятельности обращаются в территориальные органы Роспотребнадзора с ходатайствами о продлении сроков исполнения ранее выданного предписания, в том числе по уважительным причинам. Однако действующим законодательством возможность продления сроков исполнения предписания не предусмотрена. В связи с этим специалисты Роспотребнадзора предложили внести в Закон № 294-ФЗ положения, предусматривающие в исключительных случаях возможность продления срока ранее выданного предписания. «Предложения включены в итоговый доклад руководителя службы о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора и будут направлены в Минэкономразвития России», – рассказала порталу ГАРАНТ.РУ начальник правового управления Роспотребнадзора Наталья Андрияшина.