фoтo: Aлeксeй Мeринoв
В кoнцe прoшлoгo гoдa, судя пo дaнным oпрoсa ВЦИOМ, рoссиянe нaчaли зaмeчaть снижeниe тeмпa рoстa цeн нa прoдукты. Oкaзaлoсь, чтo счaстьe былo нeдoлгим. Пoслe нoвoгoдниx прaздникoв мaгaзинныe цeнники снoвa пoпoлзли ввeрx, при этoм увeличив тeмпы этoгo движения.
Согласно Росстату, главным драйвером январского роста цен стал транспорт: метро прибавило более 13%, автобус, троллейбус, трамвай — от 6 до 10%. Что касается продуктов питания, то подорожание отмечено среди молочных продуктов: сыры (+1% с начала года), молоко (+0,9%), сливочное масло (+1,4%). Огурцы с помидорами показали +8% и +14% соответственно. Ингредиенты борщевого набора также превысили уровень официальной инфляции, подорожав на 2,4–4,8%. И будут дорожать дальше, ведь они — несезонные. Даже отечественный картофель надо хранить в тепле, а тепличные овощи еще и дополнительно подсвечивать. Все это стоит денег, которые затем включаются в их «зимнюю» цену.
Однако, по наблюдениям «МК», в январе подорожало и многое другое. Например, цитрусовые. В отчете за декабрь Росстат бодро рапортовал, что апельсины с лимонами подешевели более чем на 10%. И вот в январе эти фрукты явно отыгрывают свои предновогодние потери. Так, в столичных сетевых магазинах среднего класса (цены которых «МК» мониторит еженедельно) апельсины, клементины, мандарины прибавили в цене 10–15%, лимоны — 25%. Подорожали также бананы и хурма.
Кроме того, после праздников уменьшилось число промо-предложений по сокам. Если скидки есть, то они заметно похудели. А это не что иное, как скрытое подорожание. Так, 1 литр отечественного бренда до Нового года стоил по акции 49,9 рубля, а сейчас — 55,9. То есть прибавил 12%. Тот же тренд «МК» заметил и в категории так называемых несъедобных сопутствующих товаров (бытовая химия и средства гигиены). Базовая цена остается прежней, а скидка дорожает. До Нового года средство для мытья посуды западного бренда по акции стоило 54,9 рубля, а сейчас 63,9 рубля (+16%).
Заметим, что некоторые продукты в январе все же подешевели: яйца на 0,6%, сахар на 1,8%, гречка на 0,7%. Как сообщили «МК» в Руспродсоюзе, в оптовом звене крупа стоит сейчас меньше, чем в прошлом году. Поэтому в рознице в ближайшее время цены на гречку останутся стабильными или даже несколько понизятся. Но не стоит этот тренд переоценивать. Да, сейчас гречневая крупа в магазинах дешевеет (в столице 900 г стоит 55–60 руб.), но за весь прошлый год она прибавила в цене более 20%.
Почему же случилось январское подорожание на потребительском рынке? «Обычные причины — повышение цен производителями, — отвечает Ксения Бурданова, директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). — Торговля категорически не любит повышать цены и делает это только в случае, когда уже некуда деваться». А у производителя или поставщика есть на то основания, например рост стоимости перевозки. Ведь цены на топливо не стоят на месте, да еще 12-тонным фурам надо платить дань «Платону». Бывает, что у поставщика меняется логистика. Скажем, раньше питьевая вода в Москву поставлялась из Калуги, но предприятие закрылось, и теперь она едет из Екатеринбурга.
Теперь взглянем на проблему через призму макроэкономики вместе с Николаем Вардулем, главным редактором «Финансовой газеты»: «Январское подорожание традиционно и связано прежде всего с неравномерным расходованием бюджетных средств. Пик этих расходов приходится на декабрь, что затем в январе выплескивается на потребительский рынок. Кроме того, пенсионеры получили наконец в январе единовременные 5 тысяч. Редкий торговец на это не откликнется».
Между тем весь год россияне крутились как могли, оптимизируя свои семейные бюджеты. Даже предновогодние траты были как никогда умеренны. Но все равно обмануть инфляцию не удалось. По данным компании «Ромир», ее показатель, по личным ощущениям респондентов (7,1%), превысил официальный (5,4%). Наши покупательские способности сжимаются. Как говорят аналитики Альпари, из-за отсутствия растущего импульса в доходах.
То, что импульса нет, почувствовали и торговые сети. По наблюдениям АКОРТ, потребитель в рамках одной категории продуктов постепенно смещается в сторону более дешевых: от свежих овощей, мяса, рыбы к мороженым; от сыров к сырным продуктам. Некогда тучный предновогодний месяц для некоторых ретейлеров стал провальным. Вот вам еще один фактор роста цен. Торговле же надо как-то восстановиться, чтобы быть готовой к новому февральско-мартовскому скидочному сезону: Дню влюбленных, мужскому и женскому дням. Времени осталось совсем немного. Понять можно и производителей, и поставщиков, и торговцев. Ну а потребителю, как всегда, придется раскошелиться за всех. Причем, судя по всему, немало. Даже несмотря на уверения ЦБ в том, что инфляция не превысит 4%, сами ретейлеры в кулуарных беседах полагают, что цены только на продукты питания в этом году вырастут почти вдвое — на 7,5%. Бензин, сигареты и алкоголь вырастут на 10–20%. Так что рядовому покупателю скорее нужно полагаться на самого себя, нежели уповать на обещания государственных ведомств.