Вaлeрия Зeнoвинa
В OП РФ сoстoялaсь oбщeствeннaя экспeртизa прoeктa пoстaнoвлeния Прaвитeльствa РФ, кoтoрым прeдлaгaeтся oтмeнить льгoтный рeжим тaрифoв пo систeмe «Плaтoн». Сooтвeтствующaя инициaтивa принaдлeжит Минтрaнсу Рoссии. Eсли льгoтный рeжим oтмeнят, плaтa зa прoeзд пo фeдeрaльным трaссaм для бoльшeгрузoв пoднимeтся в двa рaзa – с 1,53 руб./км дo 3,06 руб./км.
Нaпoмним, плата за проезд по федеральным трассам должна была вырасти еще в текущем году, но Правительство определило, что размер указанной платы останется неизменным и составит 1,53 руб./км до специального решения властей.
Вопрос о целесообразности предложенного Минтрансом России нововведения подняла член ОП РФ Евгения Уваркина. В качестве аргумента против этой инициативы она подчеркнула, что в апреле текущего года были подняты акцизы на бензин и дизельное топливо, что, по ее оценке, компенсировало для бюджета сохранение льготной ставки по системе «Платон» на бессрочный период. Общественники пришли к выводу о том, что отмена льготы должна рассматриваться одновременно с возвратом к ранее установленному размеру акцизов на топливо.
Кроме того, общественники подчеркнули: любое увеличение транзакционных издержек ложится на себестоимость продукции и услуг, что фактически сказывается на конечном потребителе. В числе минусов также названо ухудшение экономического положения производителей. Отмечалось, что денежные средства, собранные с водителей, должны направляться на федеральные дороги, но, по данным ОП РФ, в действительности их тратят на региональные трассы.
В противовес мнению Минтранса России о том, что повышение тарифов перераспределит перевозки на другие виды транспорта (водный, железнодорожный), общественники указали на ряд проблем в транспортной сфере. В их числе: отсутствие необходимого подвижного состава, неготовность многих поставщиков и получателей грузов к работе с железной дорогой, отсутствие организованной инфраструктуры доставки грузов и другие.
Какие категории лиц не считается плательщиками транспортного налога? Узнайте из материала «Плательщики транспортного налога» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
В обоснование позиции общественников были приведены некоторые цифры. Член рабочей группы при Минтрансе России Максим Синельников сообщил, что по состоянию на 1 ноября текущего года в эксплуатацию было введено только 107 стационарных объектов системы контроля, то есть так называемых «рамок», хотя в рамках концессионного соглашения предполагалось, что их будет 481. Также отмечается, что вместо 2 млн транспортных средств, которые должны быть зарегистрированы в соответствии с тем же соглашением, в системе «Платон» отмечено только 650 тыс. транспортных средств.
Кроме того, ОП РФ отметила, что в настоящее время контроль оплаты по системе «Платон» является неэффективным и многие пользователи избегают регистрации и, соответственно, оплаты. Резюмируется, что в связи с данными обстоятельствами существенно снижаются сборы по данной системе. В итоге общественники пришли к выводу о том, что тарифы не стоит повышать до увеличения собираемости платы и изменения экономических условий в целом.
Вместе с тем, Евгения Уваркина заявила, что не протестует против системы «Платон» как таковой. По словам члена ОП РФ, она является нужной, так как любая система регистрации с использованием информационных технологий сегодня полезна, в том числе для сбора точных статистических сведений.
По вопросам повышения тарифов представители Минтранса России придерживаются иного мнения. По словам Председателя Общественного совета при Минтрансе России Михаила Блинкина, как значимый фактор необходимо учитывать разрушающее воздействие автомобилей на дороги. Он добавил, что если не поддерживать баланс между интересами водителей и финансированием данной сферы, то можно остаться без дорог в принципе. По его мнению, иного способа финансирования, кроме как использование системы «Платон», в настоящее время нет.
Другие представители ведомства озвучили цифры и факты, касающиеся результатов введения указанной системы. Они существенно отличаются от данных ОП РФ. Приведенная Минтрансом России ключевая статистика по состоянию на 30 ноября текущего года следующая. В системе «Платон» зарегистрировано 78% большегрузных транспортных средств резидентов России, а в Федеральный дорожный фонд собрано более 17,4 млрд руб. Сравнение данных сборов с акцизами они сочли некорректным, поскольку в последнем случае денежные средства поступают и в региональные бюджеты, и в федеральный, а в случае с «Платоном» – только в федеральный бюджет.
Также они не согласились с тем, что рост тарифов существенно влияет на конечного потребителя. По данным Минтранса России, интенсивность использования федеральных трасс подклассами перевозчиков значительно различается. Больше всего федеральные трассы используют для логистики (63%), затем идет торговля (12%), производство сельскохозяйственной продукции (7%) и другие области.
В ходе слушаний представители Минтранса России также напомнили, что с середины апреля 2016 года для российских перевозчиков существует возможность использовать отсрочку по внесению платы (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. № 310 «О внесении изменений в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»). Но при этом, согласно данным ведомства, этим правом воспользовались только 11,9% транспортных средств.
В итоге для предметного обсуждения сложившейся ситуации было решено задействовать специальную рабочую группу – в первую очередь для мониторинга реального положения вещей и анализа влияния тарифов на потребителей и цены. Общественники считают необходимым отложить отмену льготных тарифов по системе «Платон» на год, чтобы в течение 2017 года обсудить возможные последствия такого нововведения.