фoтo: Дeнис Трудникoв
Дирeктoр дeпaртaмeнтa жилищнoй пoлитики Минстрoя Oльгa Кoрниeнкo сooбщилa, чтo в тeкущeм гoду кoличeствo зaключeнныx дoгoвoрoв дoлeвoгo учaстия вырoслo нa 1% по сравнению с предыдущими показателями. Цифра не значительная, но, по словам Корниенко, говорит о положительной динамики на рынке. Тем не менее, количество проблемных новостроек тоже растет: на начало декабря таких объектов на 119 больше, чем год назад.
Представитель ведомства напомнила, что сейчас широко обсуждается возможность формирования компенсационного фонда долевого строительства. Норма о создании фонда вошла в пакет поправок к закону о долевом строительстве 214-ФЗ, которые президент Владимир Путин подписал минувшим летом. Правительство уже внесло их на рассмотрение Госдумы. Предполагается, что фонд заработает с 1 января 2017 года. По новым правилам каждый застройщик при заключении договора долевого участия будет перечислять 1% от его стоимости в компенсационный фонд. Если строительная компания обанкротится, дольщик может рассчитывать на возмещение потраченных средств из денег фонда.
Между тем, предложенная схема вызывает немало нареканий у экспертов. По данным страховщиков, за последние два года на рынке долевого строительства практически не было банкротств строительных компаний, которые были застрахованы с соблюдением всех прописанных регламентов — в основном, благодаря тому, что страховые компании тщательно подходят к выбору клиентов.
«Страховщики поддерживают создание компенсационного фонда, но мы предлагаем объединить опыт и экспертизу страховых компаний с государственными ресурсами, как и планировалось изначально, когда фонд именовался «дополнительным» способом обеспечения защиты, а не основным как это планируется сейчас», — говорит председатель комитета по перестрахованию Всероссийского союза страховщиков Александр Артамонов.
По мнению специалистов, с помощью предложенного механизма создается система государственного рейдерства, которая позволит фонду единолично принимать решение о начале процедуры банкротства и введения внешнего управления в строительной компании по ускоренной схеме. Опасения вызывает и то, что конечным выгодопреобретателем могут оказаться не граждане – участники долевого строительства, а сотрудники фонда.
«Мы выслушиваем сегодня обвинения в том, что «страхование не работает», а в качестве примера приводится печально знаменитая СУ155. Но при этом забывается упомянуть, что страхование по СУ 155 не было оплачено, поэтому и страховых возмещений гражданам не произошло. Почему так вышло с оплатой — это уже вопрос к Минстрою. Что касается текущей ситуации, так как мы несем свои собственные огромные коммерческие риски, то мы рассматриваем каждого застройщика буквально под микроскопом, и поэтому случаев банкротств практически и нет. При этом мы не видим в концепции создания фонда такого уровня ответственности», — подчеркнул Артамонов.
Речь, по словам эксперта, идет о будущем целой отрасли, чье существование оказывается под угрозой. Тогда как совершенствованию системы защиты дольщиков может способствовать только комбинирование опыта коммерческих организаций и государственных ресурсов может. В противном случае, это приведет к дискредитации государства как гаранта и увеличению трат из госбюджета.