фoтo: pixabay.com
Пo слoвaм дирeктoрa EWI ER&S Xaрaльдa Xeккингa, пoслe ввoдa в эксплуaтaцию «Сeвeрный пoтoк — 2» усилит кoнкурeнцию нa энeргeтичeскoм рынкe Eврoсoюзa. «Чeм бoльшe рoссийскoгo трубoпрoвoднoгo гaзa пo выгoдным цeнaм будeт пoступaть в ЕС, тем меньше европейцам придется импортировать сжиженный природный газ (СПГ). Чем ниже будет европейский и, соответственно, мировой спрос на СПГ, тем меньше он будет стоить. От этого напрямую выиграют потребители ЕС», — отмечает Хеккинг.
По расчетам немецкого центра, если спрос на СПГ будет умеренным и мировые цены на него относительно низкими, европейские потребители в случае запуска «Северного потока — 2» сэкономят в 2020 году на импорте газа почти 8 млрд евро. Если же спрос и цены на СПГ окажутся высокими, то экономия стран ЕС составит 24 млрд евро.
«Не стоит забывать, что благодаря «Северному потоку — 2» маршрут доставки газа из Западной Сибири, например, в Германию сократится примерно на 2 тыс километров. К тому же «Газпрому» не придется платить пошлины нескольким транзитным странам», — полагает Хеккинг.
Аналогичное мнение выражает и экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер, который уверен, что его страна заинтересована в реализации «Северного потока — 2». «Федеральное правительство Германии до сих пор поддерживает этот проект из хорошо взвешенных собственных интересов», — отмечает он.
По словам начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, демонстрация такой позиции говорит о том, что Германия, которая является основным покупателем российского газа, и вся Европа в целом довольно прохладно относится к настойчивому прессингу Соединенных Штатов, которые в последнее время пытаются всеми способами притормозить реализацию «Северного потока — 2». Главной целью последнего пакета американских санкций, который фактически становится преградой для иностранных инвестиций в российские проекты, является желание Вашингтона помешать завершению строительства этого газопровода. Такое стремление вполне объяснимо — США рассчитывают сместить Россию с места основного экспортера «голубого топлива» на европейский рынок и заменить российский газ поставками собственного СПГ.
Тем не менее, европейцы сопротивляются и уже подсчитывают экономию, которую они смогут получить от нового газового маршрута. В пользу этой версии говорит и тот факт, что юристы Еврокомиссии признали отсутствие у Брюсселя полномочий требовать от России дополнительных переговоров об этом объекте, так как газопровод будет проходить через акваторию Балтийского море и находиться вне территории ЕС.
Тем не менее, ряд экспертов с недоверием относятся к такой, ярко выраженной политике поддержки российского проекта со стороны европейцев. Они отмечают, что ЕС с точки зрения экономических интересов не является целостной структурой. Западноевропейские партнеры Москвы, в частности, Германия, безусловно, демонстрируют заинтересованность в «Северном потоке — 2», поскольку в этом есть очевидные экономические выгоды — доступ к более дешевому сырью и надежные долгосрочные поставки. Тогда как восточноевропейские государства, напротив, рискуют лишиться платежей за транзит российского газа, что нанесет ощутимый урон многим членам ЕС.
«Формально «Северный поток — 2» не попадает под юрисдикцию Еврокомиссии, но на практике у европейских чиновников есть множество инструментов, чтобы существенно осложнить реализацию этого проекта. Поэтому в данном случае активная работа лобби немецкого бизнеса крайне важна для его успешной реализации», — предупреждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Впрочем, наверняка Европа и, в первую очередь, Германия попытается потребовать от России дополнительных преференций, которые будут заключаться в снижении стоимости газа, повышении прозрачности установки тарифов на прокачку топлива и разделении деятельности по продаже и транспортировке сырья.