Прaздники зaкoнчились, нoвый гoд нaчaлся, и будeт oн нeлeгким. Этo пeрвыe слoвa, кoтoрыe прoизнeс прeзидeнт, oткрывaя пeрвoe жe в 2019 гoду сoвeщaниe пo экoнoмичeским вoпрoсaм. И глaвa гoсудaрствa прaв — испытaния впeрeди. В тoм числe и на бюджeтa.
Фoтo: Дмитрий Брушкo, TUT.BYРoст рaсxoдoв нa фoнe выпaдeния дoxoдoв
Нa пeрвый зырк, кaжeтся, чтo ситуaция в сфeрe гoсфинaнсoв oстaeтся блaгoпoлучнoй, пoскoльку гoсудaрствo нe тoлькo сoкрaщaeт, нo и увeличивaeт в 2019-м сoциaльныe рaсxoды.
Сoглaснo oцeнкaм Минфинa, в 2019 гoду aссигнoвaния нa oплaту трудa рaбoтникoв бюджeтнoй сфeры вырaстут пo срaвнeнию с 2018-м нa 12,8%. Кaк слeдствиe, сooтнoшeниe урoвня зaрплaт бюджeтникoв к срeднeй зaрплaтe пo стрaнe увeличится дo 80%. Крoмe этoгo, вырaстeт пoддeржкa мнoгoдeтныx сeмeй — нa 9,8%.
Подле этoм весьма показательно, сколько официальные планы по росту расходов осязаемо превышают официальный прогноз до росту доходов казны.
Затрата консолидированного бюджета в 2019 году ожидаются в размере 35,3 млрд рублей и вырастут возьми 4,7% по сравнению с 2018-м. Трата республиканского бюджета ожидаются сверху уровне 22 млрд рублей с ростом возьми 5,1% к уровню 2018 лета.
В то же время расход казны вырастут на символическую сумму. Средства консолидированного бюджета Минфин ожидает в 2019 году бери уровне 36,7 млрд рублей (сверху 2,1% больше по сравнению с 2018-м). Финансы республиканского бюджета в 2019-м составят 22,7 млрд рублей и вырастут (за на 0,8% по сравнению с 2018-м.
Таким образом, в области факту мы имеем сверху этот год бюджет, предусматривающий с одной стороны нарастание расходов, а с другой — стагнацию доходов. С нежели это связано?
Нефтяные финансы идут вниз
Одна изо основных статей, благодаря которой наполняется белорусская червонцы, — налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Сии поступления полностью зачисляются в республиканский смета, и в 2018 году они имеет важное значение увеличились.
По итогам прошлого лета, согласно предварительной оценке Минфина, налоговые средства к существованию от внешнеэкономической деятельности составят 5 млрд рублей и увеличатся для 41% по сравнению с 2017-м.
Выросли сии доходы за счет того, что такое? цены на нефть и нефтепродукты в прошлом году шагом марш вверх и, соответственно, нефтяные финансы резко увеличились. Если в 2017-м убыток казны от вывозных таможенных пошлин держи нефтепродукты составили 1,31 млрд рублей, в таком случае по итогам 2018-го, что ожидается, достигнут 2 млрд рублей.
Как ни говорите в 2019 году, скорее всего делов, будет наблюдаться обратная картиночка, и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократятся, за предварительным расчетам, на 13,4% (за сравнению с 2018-м) до 4,36 млрд рублей. Поэтому?
В 2019 году власти прогнозируют спускание поступлений от вывозных таможенных пошлин возьми калийные удобрения на 15,8% поперед 846 млн рублей, Окромя этого, ожидается, что вывозные таможенные пошлины сверху нефть, которую Беларусь добывает держи своей территории, принесут в смета только 316,5 млн рублей (получи и распишись 22,1% меньше по сравнению с 2018-м). В конце концов, поступления бюджета от пресловутых вывозных таможенных пошлин нате нефтепродукты оцениваются в 2019 году в 1,39 млрд рублей (отрицательный момент 31,3%).
Столь существенное сокращение нефтяных доходов, т. е. уже неоднократно говорилось, связано с реализацией налогового маневра в России.
Белорусский Минфин подсчитал, почто потери бюджета от вывозных таможенных пошлин получи и распишись нефть и нефтепродукты из-по (по грибы) налогового маневра составят в 2019 году 513,1 млн рублей, возможно ли 231,6 млн долларов.
В обрез этого, для частичной компенсации нефтеперерабатывающим заводам роста цены получи и распишись нефть в условиях реализации налогового маневра в бюджете в 2019 год снижены получи и распишись 25% акцизы на автомобильное уголь. Потери казны из-по (по грибы) этого оцениваются в 170,7 млн рублей.
Таким образом, сводный негативный эффект налогового маневра сверху бюджет составит 683,8 млн рублей. Ведь есть республиканский бюджет изо-за этого маневра уж в 2019-м лишился более 3% доходов. А аюшки? будет дальше?
Налоговые привилегии станут резать?
Выступая 10 января держи совещании по экономическим вопросам, Алекс Лукашенко еще раз напомнил, в чем дело? из-за реализации налогового маневра в 2019-2024 годы совокупные утечки страны могут составить паче 10 млрд долларов.
Около этом глава государства поставил за некоторое время до правительством задачу «не преувеличивать проблемы, связанные с потерями белорусского бюджета с-за налогового маневра в России, а исследовать другие надежные источники, которые компенсируют сии негативные моменты».
Закономерный запрос: где найти эти «надежные источники», которые способны предоставлять компенсацию столь серьезные потери бюджета?
Водан из возможных вариантов — урезывать налоговые льготы. По информации БелаПАН, размер налоговых льгот, которые империя предоставит в 2019 году, составит 5,7% ВВП (в денежном выражении сие 7,4 млрд рублей). Почти половина их приходится получи льготы по уплате НДС, до сей поры 1,6% к ВВП — это привилегии по имущественным налогам и налогу в прибыль.
Белорусские экономисты считают, что-что налоговые льготы сейчас в одних случаях эффективны, а в других несть.
«Если говорить о налоговых льготах, которые предоставлены IT-сектору, только и остается сказать, что они хватает эффективны. Экспортная выручка IT-отрасли растет в десятки процентов в год, семо постоянно приходят прямые иностранные инвестиции», — отметила ученый директор Исследовательского центра ИПМ Рина Точицкая.
Налоговые льготы должны вестись хорошо таргетированы, чтобы доставить ощутимый эффект для экономики, полагает академический капитан производства Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катюша Борнукова.
«Пример — Парк высоких технологий. Резидентам предоставлена существенная исключение по уплате взносов в Кредиты социальной зашиты населения, которая позволяет расплачиваться высокие зарплаты работникам и невыгодный делать значительные отчисления в отечественный пенсионный фонд. Без этой услуги IT-компании, в том числе иностранные, навряд ли ли бы охотно становились резидентами парка», — подчеркивает Катюша Борнукова.
Вместе с тем, в эффективности ряда прочих налоговых льгот экономисты сомневаются.
«Пример — свободные экономические зоны. Созданы они издавна, появились они в каждой области, пред ними ставилась задача имеет важное значение увеличить экспорт, но серьезного эффекта белорусская экономики поперед сих пор от них неважный (=маловажный) получила. Поэтому говорить об эффективности налоговых льгот, идеже мы имеем в виду СЭЗы, шабаш сложно», — отмечает Ирина Точицкая.
В области мнению экспертов, в том случае, если только Беларуси придется изыскивать внутренние список источников для компенсации потерь в своя рука с налоговым маневром, может возничь вопрос о сокращении налоговых льгот либо повышении став налогов.
«В связи с реализацией налогового маневра, может, придется урезать расходы. В долгосрочной перспективе, коли мы не получим компенсацию со стороны России и кардинально не сократим налоговые привилегии, возможно, понадобится повышать налоги про сохранения сбалансированности бюджета», — предполагает Екатерина Борнукова.
Еще вариант — распространять. Ant. прекращать сокращать расходы на обнаружение господдержки реальному сектору экономики. Международный валютный фонд оценивает такую поддержку (в ежегодном выражении) в 1,5-2% ВВП.
«Если Беларуси придется разрубать бюджетные проблемы самостоятельно, и компенсации со стороны России вслед налоговый маневр в полном объеме невыгодный последует, то вряд ли Пруссия будет резать социальную сферу. Трата на здравоохранение и образование у нас и бесцельно небольшие. Можно и нужно вклеивать о сокращении бюджетных расходов следовать счет урезания господдержки пользу кого реального сектора», — полагает Ира Точицкая.
В общем, судя вдоль всему, если Кремль в стоит на очереди год Беларуси компенсацию из-за налоговый маневр не выплатит, придется грясти на какие-то непопулярные планы.