фoтo: Aлeксeй Мeринoв
Дирeктoр Рыбнoгo сoюзa Сeргeй Гудкoв сooбщил, чтo oптoвaя цeнa нa икру лoсoсeвыx пoрoд (прoбoйную) в этoм сeзoнe вырoслa нa 54% — с 1950 рублeй зa килoгрaмм в 2016-м пoчти до 3 тыс. рублей в году текущем.
Между тем, еще недавно даже в самых дешевых магазинах икра стоила 1,9-2,1 тыс. рублей за кг., а сегодня уже полкило продукта стоит 1,9 тыс. рублей. Увеличение стоимости в октябре — практически в два раза. А самый пик повышения стоимости, очевидно, придется на декабрь.
Все это происходит на фоне оптимистических высказываний представителей власти об обуздании цен на продовольствие. Однако отдельные продукты не желают вписываться в эту тенденцию. За минувшие годы «локомотивами» роста цен на продовольственном рынке становились то гречка (в 2010-2011-м годах килограмм молниеносно подорожал с 40 до 100 рублей.), то сахарный песок (с 29–30 рублей за килограмм до 47 и более рублей). Всякий раз резкий ценовой скачок привлекал внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая не исключала сговора на рынке с целью искусственного поднятия стоимости того или иного продуктов.
В случае с красной икрой, мало вероятно, что россияне ринутся сметать её с прилавков. Целевая потребительская аудитория этого продукта в России — люди состоятельные, для которых не имеет значения платить за килограмм продукта две тысячи или четыре. Но как же быть среднестатистическим гражданам, у которых как падали реальные доходы в предыдущие два года, так и продолжают свой полет в пропасть сейчас?
А ведь традиционно в преддверии Нового года жители страны накрывают на стол и, по возможности, стараются поставить на него икру. Выходит, что россиянам уже пора начинать копить на классический атрибут новогоднего стола. Ведь, чем ближе праздник, тем большему проценту населения икра станет не доступна. Выходит, увеличение её стоимости сделает пропасть между богатыми и бедными еще больше. Но ясно одно, если бы так подскочили цены на хлеб, мало бы никому не показалось.
Статистика свидетельствует, что в 2017-м по сравнению с прошлым годом и рыбы, и икры произведено меньше. На этом дефиците и была поднята цена. Рост стоимости и дефицит пошел со стороны рыбаков, первичных производителей, считает эксперт рыбного рынка Александр Фомин. «На Сахалине пойманной рыбы было мыло и рыбаки имели право поднять цены, чтобы хоть как-то покрыть затраты. А вот на Камчатке уловы были более чем приличные: отловили на 30% больше, чем прогнозировалось, — продолжает он. — Себестоимость продукта должна быть гораздо ниже. Несмотря на это, именно камчатские рыбаки взвинтили цены. 80% икры на рынке — их производства».
К слову, такая логика касается не только икры. Горбуша, наиболее доступная красная рыба, в прошлом году продавалась в магазинах по 200 рублей за кило. В этом году цена пошла вверх. «Сейчас стоимость килограмма составляет порядка 280 рублей, — рассказывает Фомин. — Именно камчатские рыбаки воспользовались её дефицитом на рынке и резко взвинтили цены — минимум на 30%».
С одной стороны, это рынок, но спекулятивный механизм здесь прослеживается. Выяснить, есть ли тут элементы сговора, предстоит ФАС.
Самое интересное за день в «МК» — в одной вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram