Вaлeрия Зeнoвинa
Вчeрa в xoдe сoвeщaния в Сoвeтe Фeдeрaции дирeктoр дeпaртaмeнтa инвeстициoнныx прoeктoв Минкaвкaзa Рoссии Oльгa Руxуллaeвa прeдстaвилa кoнцeпцию зaкoнoпрoeктa o ввeдeнии курoртнoгo сбoрa в кaчeствe экспeримeнтa в Стaврoпoльскoм, Крaснoдaрскoм и Aлтaйскoм крaяx, a тaкжe в Рeспубликe Крым. Кoгдa имeннo тaкoй сбoр нaчнут взимaть, нe утoчнялoсь. Oнa пoдчeркнулa, чтo фeдeрaльный зaкoн будeт пo свoeму xaрaктeру рaмoчным, тo есть установит лишь общие принципы взимания курортного сбора, а в целом его особенности определят регионы-участники эксперимента.
Это касается в первую очередь размера курортного сбора. В соответствии с концепцией законопроекта, он составит до 100-150 руб. за один день проживания (начиная от 24 часов непрерывного нахождения на территории курорта). Но при этом ставки будут определяться на уровне субъектов РФ и отличаться в зависимости от территории, значения курорта и сезона.
Предполагается, что пока оплачивать сбор отдыхающим придется только на территории проведения эксперимента в определенных муниципальных образованиях. При этом Ольга Рухуллаева пояснила, что плательщиками, скорее всего, станут лица, прибывшие на территорию того или иного курорта, вне зависимости от того, пользуются ли они соответствующими услугами, или нет.
Законопроектом определен и порядок оплаты – сбор будет включаться в счет по месту размещения.
Представитель Минкавказа России также подчеркнула, что некоторым группам граждан будут предоставлены льготы по уплате сбора. Так, дополнительно платить не придется детям до 18 лет, инвалидам I и II групп и учащимся в возрасте до 24 лет. Это же касается ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Героев Советского союза, Героев России, Героев соцтруда, ветеранов боевых действий и ветеранов ВОВ, а также лиц, награжденных орденом славы. Предположительно, льготы распространятся и на граждан, которые прибыли на курорт для получения специализированной высокотехнологичной медпомощи, а также для медицинской реабилитации. Кроме того, от сбора освободят граждан, работающих на территории проведения эксперимента (по трудовому договору или служебному контракту), а также тех, кто постоянно проживает на данной территории.
При этом не исключено, что субъекты РФ и сами смогут определить другие льготные категории граждан. Чтобы подтвердить право на льготу, нужно будет предъявить соответствующий документ при заключении договора с тем, кто оказывает гостиничные услуги или услуги по размещению, либо при оплате таких услуг.
В соответствии с концепцией законопроекта, взимать средства с граждан, выполняя функцию оператора сбора, смогут организации, ИП и физлица – все те, кто оказывает гостиничные услуги, а также услуги по размещению или обеспечению временного проживания. Причем предполагается, что собирать деньги с отдыхающих смогут в том числе самозанятые граждане, которые оказывают туристические услуги на территориях регионов-участников эксперимента.
Далее, как ожидается, полученные средства пойдут в Фонды развития курортной инфраструктуры бюджета субъекта РФ. Их будут расходовать на строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт объектов курортной инфраструктуры. В частности, это парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры (места для санаторных прогулок), пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства и т. д. Как именно будут предоставляться средства на эти направления, через прямое финансирование, субсидии или субвенции, регионы-участники эксперимента также определят самостоятельно.
Целью предполагаемого нововведения Ольга Рухуллаева назвала развитие курортной инфраструктуры и приведение ее к мировому уровню. Предположительно эксперимент по введению курортного сбора продлится пять лет, однако, если он будет признан неудачным, то его прекратят. Если же эксперимент окажется успешным, то в дальнейшем, как сообщала ранее пресс-служба Минкавказа России, будет рассмотрен вопрос о введении курортного сбора и в других субъектах РФ.
С критикой концепции выступил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. По его словам, сбор не должен быть обременительным уже в самом начале эксперимента, то есть его необходимо установить в размере менее 100 руб. в день. «На этом этапе цифра должна быть минимальная, чтобы она не вызвала сразу отторжения», – подчеркнул сенатор. При этом он не исключил, что в дальнейшем плата сможет повышаться.
В части уменьшения размера сбора с сенатором согласен также Министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицкий. По его мнению, курортный сбор может взиматься только в летние месяцы во время купального сезона. «Данная сумма не должна превышать 300 руб. единовременно», – добавил министр. Он также назвал рассматриваемый проект закона громоздким и сложным, отметив, что участников туристической индустрии ждет серьезная экономическая нагрузка в связи с его принятием.
Кроме того, по словам начальника управления Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям Юрия Захарова, в представленном законопроекте не предусмотрена ответственность для оператора сбора. Речь идет о случаях злоупотреблений, если последний собрал денежные средства, но не перечислил в фонд региона, а оставил себе.
Эксперт добавил, что также возникает вопрос контроля уплаты курортного сбора. «Кто-то должен прийти к оператору этого сбора и проверить, уплатил он этот сбор и в полном ли объеме», – пояснил он. По словам Юрия Захарова, если администрированием займется субъект РФ, то на региональные бюджеты лягут существенные дополнительные расходы.
Эту мысль продолжил заместитель главы администрации Краснодарского края Сергей Усенко. По его расчетам, плательщиками сбора в Краснодарском крае из всего туристического потока станут около 4 млн человек, и по оптимистичным прогнозам это принесет около 1,5 млрд руб. Из этих средств определенную сумму придется расходовать на содержание штата сотрудников, которые будут администрировать платежи. Замглавы администрации региона предположил, что подобный штат придется содержать в каждой из курортных местностей Краснодарского края, так как курорты не являются единым комплексом, а протяженность Азовского и Черноморского побережий велика.
«Возникает вопрос: какая сумма курортного сбора в абсолютных цифрах останется тогда непосредственно на развитие инфраструктуры?» – отметил Сергей Усенко. Он также обратил внимание на то, что у Краснодарского края самый большой турпоток из всех регионов-участников эксперимента. Соответственно, заключил эксперт, доходы последних будут еще меньше.
Для решения данной проблемы он предложил отнести курортный сбор к местным налогам конкретных поселений, пояснив, что в этом случае собирать деньги будет налоговая служба, и специальный штат не потребуется.
По итогам обсуждения Ольга Рухуллаева заявила, что все замечания будут учтены при дальнейшей работе над законопроектом. При этом она отметила, что средства от сбора в полном объеме должны направляться на курортную инфраструктуру, без учета расходов на администрирование. Она выразила надежду, что законопроект будет направлен в Госдуму в ближайшее время, но не гарантировала, что это произойдет до 1 марта текущего года.
Напомним, в сентябре прошлого года Президент РФ Владимир Путин поручил ввести в российское законодательство положения о курортном сборе до указанной даты. Отметим, что эта инициатива широко обсуждалась в том числе на площадке ОП РФ. Ранее общественники предлагали ограничить размер сбора определенным процентом от МРОТ, а также предоставить его плательщикам ряд привилегий.